Очевидно, отмена импортных пошлин на оборудование призвана, прежде всего, ускорить темпы модернизации экономики, подтолкнуть рост инвестиций, улучшить их качество. Но в то же время обратной негативной стороной этого шага может быть то, что подвергнутся дополнительному давлению те сектора экономики, которые могли бы производить это оборудование - для сельского хозяйства, нефтегазовой, пищевой, легковой, деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, полиграфической, электронной отраслей. Все это надо учитывать, когда принимаются те или иные решения о снижении или повышении импортных пошлин. То есть здесь надо увязывать текущие и среднесрочные интересы. При этом надо четко осозновать, что тенденцию к переходу промышленного роста и инвестиций к состоянию стагнации отмена пошлин переломить не позволит. Эта стагнация наступает не столько от нехватки пятисот миллионов или более долларов, сколько от других важных факторов, влияющих на инвестиции. Например, в прошлом году, насколько помнится, отменяли пошлины на оборудование для легкой промышленности, но инвестиции в отрасли упали даже в номинальном рублевом выражении, а до этого без отмены пошлин росли. В этом году рентабельность обрабатывающих отраслей выросла примерно до 20% с 15% в прошлом году, а инвестиции в реальном выражении выросли всего на 1,6% к соответствующему периоду предыдущего года, а за январь-февраль 2005 г. прирост инвестиций составлял 7,2%. При этом падение темпов прироста инвестиций происходит сейчас на фоне роста как спроса, так и сбережений.
Результаты свежих конъюнктурных опросов ИЭПП свидетельствуют о том, что вроде бы по-прежнему наиболее значимым барьером для инвестирования остается нехватка собственных средств промышленных предприятий. Однако сопоставление объема инвестиций и сальдированного финансового результата говорит о том, что средства у предприятий имеются. Так, в январе 2005 г. отношение инвестиций к сальдированному финансовому результату составляло 65%, а в январе 2006 г. - только 50%.
На фоне заметного снижения в последние годы трудностей с получением долгосрочных банковских кредитов, о чем говорят те же опросы, причины падения темпов роста инвестиций именно сейчас могут состоять либо в том, что инвестиционные проекты вдруг стали чрезмерно дорогими, либо в пересмотре инвестиционных планов предприятий на этот год. Если верно второе предположение, то можно ожидать продления инвестиционной паузы по крайней мере до конца текущего финансового года, и отмена пошлин здесь вряд ли поможет, хотя с перспективной точки зрения модернизация производства за счет импортного оборудования может быть полезна. Настораживает правда массированный характер этой меры на фоне резкого замедления темпов роста выпуска и быстрой потери конкурентоспособности российских производителей как по ценам – за счет быстрого укрепления реального эффективного курса рубля, так и по издержкам – за счет продолжающегося опережающего роста заработной платы по сравнению с производительностью труда. В этих условиях отмена пошлин оказывает дополнительное негативное воздействие на текущие темпы роста, особенно если в список 700 товаров попало много товаров, которые потенциально все-таки можно производить в России. Хотя надеюсь, что этот список был сделан аккуратно, а не под давлением энергичных лоббистов.
Предлагаемая отмена пошлин будет действовать до конца 2006 г., потом будет пересмотрена. То есть программа рассчитана на 9 месяцев, но даст эффект в долгосрочной перспективе. Как Вы считаете, 9 месяцев – не маленький ли срок для такого проекта?
Насколько я знаю, предполагается, что при необходимости отмена пошлин может быть пролонгирована. Так что опасения относительно того, что этот срок маленький вряд ли обоснованы.
3 апреля 2006