• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наиболее значимым барьером для инвестирования остается нехватка собственных средств у промышленных предприятий

По просьбе редакции OPEC.ru Глава МЭРТ Г.Греф: Переговоры с США о вступлении России в ВТО могут завершиться в течение месяца комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, Правительство отменяет пошлины на 700 видов импортного оборудования. Глава Минэкономразвития Герман Греф подчеркнул, что “негоже государству зарабатывать на модернизации своих предприятий”. По оценкам бюджет потеряет до $0,5 млрд.
Правильный и оправданный ли такой шаг или есть более эффективные альтернативы, проекты для модернизации производства? Что нам даст отмена пошлин, и какова будет отдача от этой отмены?

Очевидно, отмена импортных пошлин на оборудование призвана, прежде всего, ускорить темпы модернизации экономики, подтолкнуть рост инвестиций, улучшить их качество. Но в то же время обратной негативной стороной этого шага может быть то, что подвергнутся дополнительному давлению те сектора экономики, которые могли бы производить это оборудование - для сельского хозяйства, нефтегазовой, пищевой, легковой, деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, полиграфической, электронной отраслей. Все это надо учитывать, когда принимаются те или иные решения о снижении или повышении импортных пошлин. То есть здесь надо увязывать текущие и среднесрочные интересы. При этом надо четко осозновать, что тенденцию к переходу промышленного роста и инвестиций к состоянию стагнации отмена пошлин переломить не позволит. Эта стагнация наступает не столько от нехватки пятисот миллионов или более долларов, сколько от других важных факторов, влияющих на инвестиции. Например, в прошлом году, насколько помнится, отменяли пошлины на оборудование для легкой промышленности, но инвестиции в отрасли упали даже в номинальном рублевом выражении, а до этого без отмены пошлин росли. В этом году рентабельность обрабатывающих отраслей выросла примерно до 20% с 15% в прошлом году, а инвестиции в реальном выражении выросли всего на 1,6% к соответствующему периоду предыдущего года, а за январь-февраль 2005 г. прирост инвестиций составлял 7,2%. При этом падение темпов прироста инвестиций происходит сейчас на фоне роста как спроса, так и сбережений.

Результаты свежих конъюнктурных опросов ИЭПП свидетельствуют о том, что вроде бы по-прежнему наиболее значимым барьером для инвестирования остается нехватка собственных средств промышленных предприятий. Однако сопоставление объема инвестиций и сальдированного финансового результата говорит о том, что средства у предприятий имеются. Так, в январе 2005 г. отношение инвестиций к сальдированному финансовому результату составляло 65%, а в январе 2006 г. - только 50%.

На фоне заметного снижения в последние годы трудностей с получением долгосрочных банковских кредитов, о чем говорят те же опросы, причины падения темпов роста инвестиций именно сейчас могут состоять либо в том, что инвестиционные проекты вдруг стали чрезмерно дорогими, либо в пересмотре инвестиционных планов предприятий на этот год. Если верно второе предположение, то можно ожидать продления инвестиционной паузы по крайней мере до конца текущего финансового года, и отмена пошлин здесь вряд ли поможет, хотя с перспективной точки зрения модернизация производства за счет импортного оборудования может быть полезна. Настораживает правда массированный характер этой меры на фоне резкого замедления темпов роста выпуска и быстрой потери конкурентоспособности российских производителей как по ценам – за счет быстрого укрепления реального эффективного курса рубля, так и по издержкам – за счет продолжающегося опережающего роста заработной платы по сравнению с производительностью труда. В этих условиях отмена пошлин оказывает дополнительное негативное воздействие на текущие темпы роста, особенно если в список 700 товаров попало много товаров, которые потенциально все-таки можно производить в России. Хотя надеюсь, что этот список был сделан аккуратно, а не под давлением энергичных лоббистов.

Предлагаемая отмена пошлин будет действовать до конца 2006 г., потом будет пересмотрена. То есть программа рассчитана на 9 месяцев, но даст эффект в долгосрочной перспективе. Как Вы считаете, 9 месяцев – не маленький ли срок для такого проекта?

Насколько я знаю, предполагается, что при необходимости отмена пошлин может быть пролонгирована. Так что опасения относительно того, что этот срок маленький вряд ли обоснованы.

3 апреля 2006

3 апреля, 2006 г.