С 2006 г. в рамках одного из национальных
проектов государство решило усилить поддержку ипотечного кредитования, считая
это наилучшим способом обеспечения граждан России доступным жильем. Сформировав
в целом законодательную базу и систему рефинансирования ипотечных кредитов (в
виде АИЖК), деятельность которой обеспечивается растущими объемами
государственных гарантий, государство обратилось к социальной ипотеке.
Больше всего повезло молодым семьям[1].
План действий, разработанный до Стоимость Отношение стоимости жилья, используемой для расчета
субсидий, к фактической стоимости, % Отношение максимально возможного размера субсидии к
фактической стоимости жилья, % На первичном рынке 24031,8 47,5 19,0 На вторичном рынке 20963,0 54,4 21,8 Расчетная стоимость строительства 15586,0 73,2 29,3 Средняя рыночная стоимость, утвержденная для
расчета субсидий* 11410,0 Объем банковских кредитов на приобретение жилья (остаток на конец месяца), млрд. руб. Примечание. Декабрь Источники: Банк России, расчеты Центра развития.
* В соответствии с приказом
Минрегиона России № 63 от 30.06.2005.
Источники: Росстат, Росстрой,
подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» (проект), Порядок
предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или оплату
первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (проект).
По-видимому, достижение ожидаемого эффекта
от субсидирования (с точки зрения доступности участия в программе широкого
круга нуждающихся в улучшении жилищных условий) возможно лишь при обеспечении
со стороны региональных властей предложения дешевого жилья. Такая практика уже
имела и имеет место в отдельных регионах. Например, в Москве, которая в
середине 2005 г.
разработала новую программу субсидирования приобретения жилья молодыми семьями
с применением ипотечной схемы, в рамках этой программы реализуется жилье,
построенное или приобретенное за счет бюджета города. Таким образом, наибольшие
шансы на получение действительно «доступной ипотеки» имеют жители «богатых»
регионов, способных обеспечить предложение социального жилья. Впрочем, в
условиях «перегретого» рынка жилья следование спроса за предложением является
оптимальным вариантом.
Запланированный объем бюджетных субсидий
(8,4 млрд. руб. в 2006 г.
и 66 млрд. руб. до 2010 г.)
достаточен для того, чтобы, по крайней мере на начальном этапе, внести заметный
вклад в рост ипотечного кредитования. По нашей оценке, объем задолженности по
ипотечным кредитам, выданным банками, на начало 2006 г. составил около 47,5 млрд.
руб., увеличившись за год на 30 млрд. руб. В 2006 г., если предположить,
что кредиты в рамках государственной программы будут выдаваться в размере от 60
до 80% стоимости жилья (собственные средства населения не будут играть
существенной роли), то только обеспеченный субсидиями прирост ипотечных
кредитов может достичь от 12,6 до 33,6 млрд. руб.
[1] Проект подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках ФЦП «Жилище». Подпрограмма опубликованА на сайте Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя).
[2] «Методика определения
средней рыночной стоимости