Развитие ипотеки является испытанным способом повышения доступности жилья во всем мире, в том числе социальная ипотека с использованием государственного субсидирования. Однако, становится ясно, что при нынешнем уровне и темпах роста цен на жилье даже это не приведет к вовлечению в ипотеку широких слоев населения, а лишь к дальнейшему увеличению спроса на нее со стороны высокодоходных групп.
Одна из причин этого сохраняющаяся дороговизна обслуживания ипотеки. Рекламные объявления об ипотеке под 5% или под 0% годовых – не более чем мистификация в условиях, когда отсутствуют единые стандарты предоставления информации об условиях кредита. (Нужно сказать, что в развитых странах такие стандарты имеются). На самом деле, экономических оснований для снижения банками ставок по ипотеке при сохранении нынешних темпов инфляции нет и быть не может. И Банк России здесь никаких административных рычагов не имеет.
В условиях, когда реализация в 2005 г. отложенного спроса и возросшие ограничения со стороны предложения жилья, связанные, в том числе с последствиями 214- го закона «О долевом строительстве», привели к впечатляющему росту цен на недвижимость, может оказаться, что развитие ипотеки не принесет никакой пользы с точки зрения доступности жилья, а напротив еще сильнее подтолкнет рост цен. Это будет действительно так в случае, если вся государственная политика в этой области ограничится стимулированием спроса. Стимулировать предложение, конечно, сложнее. Новая редакция программы «Жилище», в принципе, содержит механизмы, предполагающие распределение объемов субсидирования среди регионов на конкурсной основе. Почему бы не привязать возможность получения средств на субсидирование ипотеки к возведению необходимого количества жилья?
10 марта 2006