• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для российской экономики управление рисками не менее важный момент, чем ускорение темпов роста

По просьбе редакции OPEC.ru Эксперты считают НДС вредным для экономики, Минфин не торопится его снижать комментирует Валерий Миронов

На прошлой неделе Министерство Финансов передало в правительство доклад об оценке влияния на макроэкономику ставки НДС. Главный вывод – снижать этот налог сейчас категорически нельзя, т.к. это приведет к существенным выпадениям доходов бюджета. Однако Минфин не рассматривает снижение НДС как меру стимулирования промышленности, а многие эксперты отмечают разрыв между спросом и предложением. Стоит ли снижать НДС, потеряв часть бюджетных средств, но стимулируя промышленность, или придерживаться обоснования Минфина?

Дать однозначный ответ довольно трудно, так как вопрос необходимо рассматривать комплексно. С одной стороны, снижение базовой ставки НДС до 13%, по нашим оценкам, серьезно увеличивает бюджетные риски, так как приведет к заметному сокращению доли доходов бюджета, не связанных напрямую с ценами на нефть. А это еще сильнее увеличит зависимость бюджета от внешней конъюнктуры. Расчетно снижение базовой ставки НДС до 13% в условиях 2004 г. привело бы к выпадению доходов бюджета на сумму более 10 млрд. долл. – дальше больше. Для компенсации выпадающих доходов ставку налога на прибыль потребовалось бы увеличить с 24% до 32%, то есть практически вернуться к ставке, действовавшей до начала налоговой реформы. Между тем, уровень ставки налога на прибыль в России сейчас один из самых низких среди стран-конкурентов. Ниже он лишь в Ирландии и в Венгрии. В то же время, уровень поступлений от этого налога пол отношению к ВВП – один из самых высоких, что говорит о достаточно высокой эффективности этого налога в складывающихся условиях. Поэтому возникают сомнения относительно целесообразности новых экспериментов с этим налогом. Кроме того, надо учитывать, что при увеличении ставки налога на прибыль увеличится риск недобора средств, поскольку уменьшать прибыль для минимизации налогообложения гораздо легче, чем добавленную стоимость.

Если говорить о значимости снижения НДС для ускорения роста промышленного производства, то нужно учитывать, в какой мере сэкономленные за счет снижения налога средства будут направлены на наращивание выпуска и инвестиционную деятельность или наоборот, пойдут на рост заработной платы и погашение прочей текущей задолженности. Ранее, т.е. в начале 2004г. проведенные опросные исследования позволяют считать, что по первому пути, т.е. на увеличение инвестиций и выпуска пойдет не более 60% предприятий.

А как Вы считаете, приток инвестиций, как заявил Кудрин, даст инфляционный скачок?

Я не думаю, что приток инвестиций, связанный с гипотетическим снижением НДС, даст инфляционный скачок, потому что инвестиции, если они нацелены на достаточно быстро окупаемые проекты, позволяют увеличить предложение товаров и ликвидировать тот разрыв между спросом и предложением, на который вы обращаете внимание в вашем вопросе. Однако, плюсы от возможного прироста инвестиций необходимо сопоставлять с минусами от роста рисков для бюджета. Для недиверсифицированной российской экономики – управление рисками не менее важный момент, чем некоторое не очень большое ускорение текущих темпов роста. Если бы такое ускорение можно было достигнуть без увеличения рисков – это было бы лучше.

21 декабря 2005

21 декабря, 2005 г.