Дать однозначный ответ довольно трудно, так как вопрос необходимо рассматривать комплексно. С одной стороны, снижение базовой ставки НДС до 13%, по нашим оценкам, серьезно увеличивает бюджетные риски, так как приведет к заметному сокращению доли доходов бюджета, не связанных напрямую с ценами на нефть. А это еще сильнее увеличит зависимость бюджета от внешней конъюнктуры. Расчетно снижение базовой ставки НДС до 13% в условиях 2004 г. привело бы к выпадению доходов бюджета на сумму более 10 млрд. долл. – дальше больше. Для компенсации выпадающих доходов ставку налога на прибыль потребовалось бы увеличить с 24% до 32%, то есть практически вернуться к ставке, действовавшей до начала налоговой реформы. Между тем, уровень ставки налога на прибыль в России сейчас один из самых низких среди стран-конкурентов. Ниже он лишь в Ирландии и в Венгрии. В то же время, уровень поступлений от этого налога пол отношению к ВВП – один из самых высоких, что говорит о достаточно высокой эффективности этого налога в складывающихся условиях. Поэтому возникают сомнения относительно целесообразности новых экспериментов с этим налогом. Кроме того, надо учитывать, что при увеличении ставки налога на прибыль увеличится риск недобора средств, поскольку уменьшать прибыль для минимизации налогообложения гораздо легче, чем добавленную стоимость.
Если говорить о значимости снижения НДС для ускорения роста промышленного производства, то нужно учитывать, в какой мере сэкономленные за счет снижения налога средства будут направлены на наращивание выпуска и инвестиционную деятельность или наоборот, пойдут на рост заработной платы и погашение прочей текущей задолженности. Ранее, т.е. в начале 2004г. проведенные опросные исследования позволяют считать, что по первому пути, т.е. на увеличение инвестиций и выпуска пойдет не более 60% предприятий.
А как Вы считаете, приток инвестиций, как заявил Кудрин, даст инфляционный скачок?
Я не думаю, что приток инвестиций, связанный с гипотетическим снижением НДС, даст инфляционный скачок, потому что инвестиции, если они нацелены на достаточно быстро окупаемые проекты, позволяют увеличить предложение товаров и ликвидировать тот разрыв между спросом и предложением, на который вы обращаете внимание в вашем вопросе. Однако, плюсы от возможного прироста инвестиций необходимо сопоставлять с минусами от роста рисков для бюджета. Для недиверсифицированной российской экономики – управление рисками не менее важный момент, чем некоторое не очень большое ускорение текущих темпов роста. Если бы такое ускорение можно было достигнуть без увеличения рисков – это было бы лучше.
21 декабря 2005