Практика общественного договора применяется и в других странах, особенно в отношениях между правительством и представителями отраслей, где извлекается конъюнктурная рента и наблюдаются периодические всплески доходов, которые не удается канализировать через налоговую систему в госбюджет. Вспомните совсем свежий пример. Недавно в США были слушания относительно значительного роста доходов в американских нефтяных компаниях в этом году. С представителями нефтяных компаний шла цивилизованная беседа, и надо посмотреть, чем она закончится. Другое дело, что в России цивилизованности не хватает, определенности в отношениях между бизнесом и государством в России значительно меньше, чем в других странах. В частности, у нас не урегулированы спорные вопросы, связанные с процессом приватизации 90-х годов, которые часто пытаются решить посредством резкого изменения налоговой системы, что в свою очередь мешает ей выполнять ее естественные функции и может тормозить экономический рост.
Поэтому вопросы приватизации должны быть урегулированы либо в рамках международно-признанных процедур аудита приватизации, либо на основе опыта других стран. Например, в частности, опыта правительства Великобритании конца 1990-х гг., когда удалось успешно урегулировать спорные вопросы приватизации электроэнергетических компаний посредством перечисления в бюджет транспарентно рассчитанных компенсационных платежей, привязанных к объему годовой выручки. Об этом я говорил еще пару лет назад на вашем же канале opec.ru, чувствую, уже скоро это предложение может стать банальностью, против которой нет возражений.
18 ноября 2005