• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главный пенсионер автопрома

Под этим заголовком на первой полосе «Ведомости» пишут о неожиданной отставке председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Владимира Каданникова, руководившего крупнейшим отечественным автозаводом 17 лет. Эксперты считают его профессионалом и “феноменальным человеком”, к сожалению отставшим от требований времени.

О том, что председатель совета директоров Владимир Каданников уходит на пенсию, вчера сообщил сам “АвтоВАЗ”. Для членов совета решение Каданникова оказалась настоящим сюрпризом. За свою карьеру Каданников не стал мультимиллионером, журнал Forbes ни разу не включал его в список 100 самых богатых россиян. Два близких к “АвтоВАЗу” источника утверждают, что значительного пакета акций предприятия у Каданникова нет. В официальной отчетности “АвтоВАЗа” за ним числится всего 0,005% акций, что при нынешней капитализации стоит всего $34 000.

Отставка Каданникова стала сюрпризом и для экспертов. “Он символ советского и постсоветского автопрома, сильный и по-своему великий человек”, — отмечает директор департамента прогнозирования Минпромэнерго Павел Кузнецов. Бывший партнер “АвтоВАЗа” Борис Березовский называет Каданникова “феноменальным человеком”. “Он был бы идеальным народным президентом, ведь он прошел жизнь в буквальном смысле слова от сохи и сделал себя сам”, — рассуждает Березовский.

Карьеру в автопроме 64-летний Каданников начал в 16 лет, устроившись слесарем на Горьковский автозавод. В 1967 г. он пришел заместителем начальника цеха Волжского автозавода, а в 1988 г. был назначен гендиректором. В 1996 г. Каданников ненадолго “отлучился” в правительство, где в ранге первого вице-премьера курировал промышленность. А после президентских выборов он вновь вернулся на предприятие, но уже председателем совета директоров.

“Все стратегические решения принимались при его непосредственном участии, — отмечает близкий к "АвтоВАЗу" источник. — Впрочем, он мог и делегировать полномочия менеджерам предприятия”. А Кузнецов отмечает, что Каданников последовательно отстаивал интересы отрасли. В частности, повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки в 2002 и 2003 гг. — “его личная заслуга”.

Бывший министр экономики Евгений Ясин называет Каданникова “государственным человеком”: “В правительстве он всегда думал об интересах страны”. Впрочем, и о заводе Каданников не забывал. Его самой большой заслугой можно считать запуск в производство “десятки” в середине 1990-х гг. Мучиться в поисках денег на этот проект “АвтоВАЗ” не стал — в 1996 г. он просто перестал платить налоги, сэкономив на этом 2,8 млрд руб. “Мы по существу прокредитовались у государства без его разрешения”, — честно признал Каданников в интервью “Ведомостям”. Налоговый долг “АвтоВАЗа” государство реструктурировало на много лет, и предприятие еще продолжает его выплачивать.

Надежда “АвтоВАЗа”

Тем не менее большинство опрошенных “Ведомостями” экспертов считают, что время таких руководителей, как Каданников, уже прошло. “Мы не сомневаемся в его профессионализме и считаем, что другого такого производственника найти будет сложно, — отмечает аналитик ОФГ Елена Сахнова, — Но Каданникову не хватало агрессивности и напористости, свойственной более молодым менеджерам”. “Сейчас важнее не знание техники, а навыки современного топ-менеджера”, — указывает генеральный менеджер по маркетингу группы компаний “Рольф” Валерий Тараканов. По его мнению, нынешний рост спроса на “вазовские” машины — временный, предприятию необходима смена модельного ряда, реструктуризация производства и смена стратегии.

Инвесторы с воодушевлением отреагировали на уход Каданникова. Хотя индекс РТС вчера снизился на 1,3%, акции “АвтоВАЗа” на ММВБ подорожали на 10,6% до 738 руб. “Многое на "АвтоВАЗе" могло быть сделано лучше, — замечает Алексей Языков из "Атона". — Именно поэтому рынок отреагировал на отставку Каданникова по принципу — хуже не будет”. Сахнова надеется на грядущую смену стратегии компании и изменение структуры собственности. Каданников же не хотел менять “закольцованную” структуру собственности “АвтоВАЗа”, отмечает близкий к предприятию источник “Ведомостей”.

Возможно, надежды инвесторов не напрасны. В ближайшее время у автозавода может появиться новый собственник из числа госструктур, утверждает собеседник “Ведомостей”. По его информации, уйти в отставку Каданникова на прошлой неделе убедили в администрации президента. Он предполагает, что в скором времени государству отойдет никак не меньше блокирующего пакета акций завода. “А значит, мы получим нееобходимую господдержку, — радуется он. — В частности, средства инвестфонда на финансирование новых проектов”.

Управление АвтоВАЗом окончательно переходит к группе СОК, пишет также на первой полосе «Коммерсантъ» под заголовком Владимир Каданников выработал ресурс. По данным Ъ, уход господина Каданникова стал прямым следствием смены собственника автозавода, более 60% акций которого перешли под контроль группы компаний СОК, которая еще при бывшем председателе заняла ключевые посты на заводе.

Влияние менеджеров созданной десять лет назад группы СОК усиливалось в руководстве АвтоВАЗа в течение нескольких последних лет. Сегодня СОК поставляет на АвтоВАЗ 37-50% автокомпонентов (для разных моделей), полностью контролирует сбытовую сеть автозавода и вторичный рынок вазовских запчастей. Отказаться от этого сотрудничества АвтоВАЗ в одностороннем порядке не может: только за прекращение контракта на эксклюзивные поставки СОК запчастей на вторичный рынок автозаводу грозит штраф в размере 14 млрд руб. (см. Ъ от 27 августа).

Группа компаний (ГК) СОК является второй по величине после АвтоВАЗа компанией в российском автопроме. В ее состав входит 44 разнопрофильных предприятия, выпускающих различные автокомпоненты, а также заводы "Ижавто" и "Рослада". Крупнейший бенефициар группы – президент СОК Юрий Качмазов; размер принадлежащего ему пакета акций и остальные акционеры ГК не раскрываются. Консолидированная выручка группы в 2004 году – $2 млрд. Доля производства автокомпонентов в ней – 90%, автомобилей – 3%.

Экспансия СОК на АвтоВАЗ началась в 2002 году: в начале февраля вице-президент самарской группы Юрий Амелин занял пост заместителя начальника управления региональных поставок АвтоВАЗа. В апреле этого же года во все 49 региональных консигнационных складов АвтоВАЗа на должности заместителей гендиректоров были направлены менеджеры СОК. В июне 2002 года на АвтоВАЗе было создано новое подразделение – дирекция по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию. Руководителем нового департамента был назначен Александр Наметкин, директор компании "Самара-Лада", находящейся под управлением СОК. Сейчас на АвтоВАЗе около 30% менеджеров – выходцы из ГК СОК. И именно они де-факто осуществляют управление заводом.

Структура акционеров самого АвтоВАЗа всегда была непрозрачной. Более 70% акций завода находятся у номинальных держателей, которые частично либо принадлежат самому АвтоВАЗу, либо физическим лицам. Официальная структура уставного капитала АвтоВАЗа такова: 32,3% акций принадлежат ООО "Центральный московский депозитарий" (это бумаги ОАО "Автомобильный всероссийский альянс" – AVVA, которое на 84% принадлежит АвтоВАЗу); 19,99% – ЗАО "Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации" (49% его акций принадлежат АвтоВАЗу, 10% – AVVA; 26% – ЗАО "Фитом", учрежденному менеджерами АвтоВАЗа, в том числе Владимиром Каданниковым); 7,05% – Внешэкономбанку; 12,9% – ЗАО ДКК.

Отставка Владимира Каданникова происходит не в самые легкие для автозавода времена: еще весной стало ясно, что топ-менеджменту АвтоВАЗа придется как минимум на 20% сокращать персонал, а также социальные расходы (пока на 850 млн руб.). Кроме того, партнерство АвтоВАЗа с крупнейшим мировым автопроизводителем – General Motors, с которым все (в том числе сам господин Каданников) связывали будущее Волжского автозавода, в последний год дало трещину. СП "GM-АвтоВАЗ", переговоры о создании которого велись пять лет и привели к положительному результату лишь в 2001 году, стало самым дорогостоящим производственным проектом в постсоветском автопроме ($338 млн).

При этом продажи внедорожника Chevrolet Niva, выпускаемого СП, сокращаются (в первом полугодии продано 21,7 тыс. авто против 24,1 тыс. за аналогичный период прошлого года), программа по выводу этого автомобиля на европейский рынок свернута из-за его низкого качества, а последний проект СП – запуск модели Chevrolet Viva (Opel Astra предыдущего поколения) – провалился: устаревший автомобиль стоимостью около $15 тыс. не пользуется спросом – за первое полугодие этого года была продана всего 961 машина при годовом плане в 7 тыс. Вчера совет директоров АвтоВАЗа должен был окончательно решить судьбу еще одного СП с GM – завода по производству двигателей с объемом инвестиций более $400 млн. Окончательное решение не объявлено, но стороны не скрывают, что перспективы проекта туманны.

"Смена руководства всегда закономерна и часто идет на пользу предприятию,– заявил Ъ Дэвид Херман, экс-глава представительства General Motors в России, идеолог партнерства GM и АвтоВАЗа.– Хорошо, что господин Каданников это осознает. Я считаю, он уходит вовремя, дает шанс новым молодым руководителям воплотить в жизнь свои идеи".

Opec.Ru, использованы материалы Ведомостей, Коммерсанта

28 октября, 2005 г.