• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не надо гнаться за красивыми цифрами

По просьбе редакции OPEC.ru Идея премьера несвоевременна, опасна для бюджета и малозначима для бизнеса комментирует Наталья Васильевна Акиндинова

Наталья Васильевна, минфиновские чиновники утверждают, что доля налогов в нашем ВВП все время снижается, и что в 2004 г. уже была чуть больше 20%. Однако, по вполне обоснованным подсчетам журнала «Эксперт», налоговая нагрузка составляет около 40%, и возникает вопрос – почему оценки Минфина так занижены?

На мой взгляд, здесь речь идет о разных налоговых нагрузках. То есть, Минфин может иметь в виду консолидированный бюджет. А журнал «Эксперт», скорее всего, имеет в виду расширенное правительство, которое включает также отчисления во внебюджетные фонды. Таким образом, эти оценки вряд ли сопоставимы.

Премьер-министр Фрадков поручил Минфину и Минэкономразвития подготовить предложения о снижении с 2007 г. ставки НДС до 13%. Предполагается снизить, начиная с 2007 г., ставку НДС с 18% до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли госрасходов в ВВП. Но госрасходы растут на фоне полного отсутствия качественных изменений в экономике. И последствиями подобных действий могут стать экономические потрясения, сопоставимые по масштабам с кризисом 1998 г., не скажется ли пагубно на экономике столь резкое понижение ставки НДС?

На мой взгляд, снижение ставки НДС до 13%, которое опять неожиданно всплыло первым номером в программе дополнительных мер по стимулированию экономического роста - не самое продуманное решение. Скорее, оно принято из принципа, чем экономически серьезно обосновано. Если вспомнить историю вопроса, то когда в начале года эта мера была предложена, то оценка эффекта, проведенная Минэкономразвития и Минфином показала, что выпадение доходов из бюджета составило бы около 300 млрд. рублей в случае осуществления этой меры с 2006 г. В 2007 г. выпадающих доходов будет еще больше. При этом эффект в виде увеличения темпов экономического роста вряд ли составит искомые 0,5% ВВП. Далеко не все высвобождаемые средства предприятий пойдут на инвестиции. А та часть, которая пойдет на зарплату и увеличение других расходов потребительского характера, помимо положительного влияния на темпы экономического роста, будет еще стимулировать импорт и увеличивать инфляцию. Также нужно сказать, что тогда дискуссия о снижении НДС до 13% закончилась тем, что вместо этого в бюджет 2006 г. был включен пакет точечных мер по снижению налоговой нагрузки, стимулирующих инвестиционную и инновационную активность (введение «амортизационной премии», совершенствование учета затрат на НИОКР при расчете налога на прибыль, ускоренное возмещение НДС при капвложениях.

В главе 25 Налогового кодекса содержится налог на прибыль. До 2002 г. он выполнял регулирующую роль в производстве, и существовал целый ряд льгот, прежде всего, инвестиционная льгота. Отмена этой льготы болезненно сказалась на предприятиях.

Да, и мы об этом неоднократно писали в своих Обозрениях. То есть, мы выступали непосредственно за то, чтобы вернуть инвестиционные льготы. Но те меры, которые были в итоге включены в бюджет 2006 г., которые позволяют стимулировать инновационную и инвестиционную активность предприятий, они в этом же ключе. И там так же есть меры по ускорению возврата НДС при капвложениях, которые способствуют усилению инвестиционной активности предприятий. И, на мой взгляд, при проведении налоговой реформы лучше не гнаться за красивыми цифрами типа 13%, что вот, НДС теперь равен подоходному налогу, там 13%, тут 13%, - всем хорошо. А скорее, надо отталкиваться от оценки комплексного эффекта, и идти в русле мер, которые могут действительно стимулировать производство.

11 октября 2005

11 октября, 2005 г.