• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Освоение Восточной Сибири - это, конечно, заманчиво

По просьбе редакции OPEC.ru Путин открыл границу: из Москвы в Сибирь по-прежнему можно будет ездить без загранпаспорта. Как Путин принимал Нурсултана Назарбаева в Челябинске комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф доложил Президенту о том, что Правительство РФ готовит ряд крупных проектов по развитию Восточной Сибири. Комплекс проектов предусматривает строительство двух новых крупных нефтяных месторождений, строительство новых ледоколов для доставки будущей нефти, достройку Богучанской ГЭС, строительство крупного алюминиевого завода и целлюлозно-бумажного комбината. Общий объем инвестиций, которые планируется вложить в эту программу, составит $7 млрд. Что Вы можете сказать о целесообразности такого проекта?

Сразу необходимо уточнить, что как таковой целостной программы нет, а есть ряд обособленных проектов. Тем не менее, все эти проекты сами по себе важны. В частности, освоение новых нефтяных месторождений в Восточной Сибири позволило бы поддержать рост нашего экспорта - основного мотора экономики. Ведь ясно, что главная причина замедления темпов роста добычи и экспорта нефти в первой половине этого года (до примерно 3% и 1% прироста, соответственно) заключается в совпадении процессов ухудшения ресурсной базы и снижения на этом фоне темпов роста инвестиций в основной капитал, по крайней мере во внутренние активы. При этом, замедлением темпов роста инвестиционной активности в частном секторе парадоксальным образом сочетается с двумя вещами. С одной стороны, с ростом цен и доходов в нефтянке - плюс 1,5 млрд. долл. на 1 долл. за баррель прироста мировых цен на нефть. С другой стороны, с низкой инвестиционной активностью государственных структур, аккумулирующих прирост доходов, но не компенсирующих снижение инвестиций.

По мнению самих нефтяников, в частности главы Сургутнефтегаза В. Богданова, если на сегодняшний день в общем объеме добычи доля активных запасов составляет порядка 2/3, то с каждым последующим годом баланс будет меняться в сторону увеличения доли "сложных", инвестоемких запасов в суммарном показателе ежегодной добычи нефти. При этом падение добычи в условиях снижения инвестиционной активности коснется, прежде всего, компаний, работающих на высокодебитных месторождениях. Для компенсации выбытия таких скважин надо либо вводить в строй несколько низкодебитных, либо идти в новые нефтегазоносные районы. Они по определению высокоэффективны. К ним относится Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Конечно, освоение этого региона заманчиво. Оно может привести к диверсификации нашего экспорта энергоносителей (в том числе сжиженного газа), косвенно активизировать проект перегона контейнеров из Европы в ЮВА и обратно, ввести в оборот восточно-сибирские запасы российского гелия - может быть, крупнейшие в мире, способствовать освоению запасов полудюжины цветных металлов и угля и т.д.

Однако, существует много НО, связанных не только с отсутствием нефтетрубопроводов. Среди препятствий к освоению - гораздо более высокая, чем в Западной Сибири себестоимость газа, который в этом районе залегает вместе с нефтью, низкий спрос на газ в Китае, экономика "которого" настроена на нефть, уголь и АЭС, недостаток средств для массированного входа в регион у операторов восточных проектов (в частности, у Газпрома). У него основная перспектива - это, видимо, Ямал.

Поэтому, необходимо привлечение средств от стран-партнеров, в том числе для вложений в инфраструктуру, без которой отдача от проектов будет небольшой. В этих вложениях может быть заинтересован Китай, может быть заинтересована Япония, где очень дорогие энергоносители. Однако чтобы они вложили сюда средства, надо найти устраивающие всех формы взаимодействия, идя не от позиций, а от интересов.

Но прежде чем, переходить от первых перечисленных в вашем вопросе проектов к дальнейшим шагам по привлечению инвестиций, необходимо понять, каковы же все-таки запасы нефти и газа в этом регионе, т.е. провести более глубокую геологическую разведку.

Правильно ли я понимаю, что Вы считаете этот проект сейчас нереальным?

Я предлагаю учесть все факторы, чтобы не потерять вложенные деньги. Ведь у страны есть много очевидных инвестиционных потребностей. Например, 40 млрд. долл. требуется для приведения в нормальный вид наших теплосетей, чтобы люди зимой не замерзали и чтобы потери энергии снизились с 40% до 5% как в других странах. Хотя в целом, освоение Восточной Сибири - это, конечно, заманчиво. Но чтобы перебороть сторонников консервации ее запасов для будущих поколений и технологий - как в Америке поступили с нефтью - необходимы серьезные аргументы.

13 июля, 2005 г.