• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нельзя все сводить к денежно-кредитной политике

По просьбе редакции OPEC.ru Переоценка цен. Разработан новый план борьбы с инфляцией комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, Минфин, Минэкономразвития и ЦБ вчера представили в правительство проект доклада по инфляции. Как пишет "КоммерсантЪ", доклад выглядит довольно беспомощным, и, по сути, является признанием бессилия ответственных за инфляцию органов. В качестве мер борьбы с инфляцией на второе полугодие этого года предлагается недопущение чрезмерного роста бюджетных расходов, расследование антимонопольных дел и проведение продовольственных ярмарок. С Вашей точки зрения, как следует воспринимать такой документ? Является ли он безоговорочной капитуляцией?

В мае темпы роста цен не снизились по отношению к тому же месяцу прошлого года, то есть замедление роста цен, наметившееся в апреле, не стало тенденцией. И в целом за прошедшие месяцы года потребительские цены выросли уже больше чем на 7% при 8%-ом плане на год.

Говоря о борьбе с ускорением инфляции, я бы не ставил на первое место ограничение роста бюджетных расходов в силу того, что если этот рост будет иметь инвестиционную направленность, то он будет иметь меньшие инфляционные последствия, чем простая накачка потребительского спроса или начало длинных инфраструктурных проектов. Эти проекты принесут отдачу лишь спустя какое-то время, а заработная плата сотрудникам вовлеченных с них структур будет выплачиваться уже сейчас. Это, конечно, не значит что такие проекты не нужны, они, несомненно, нужны, но их начало нужно увязывать со всем комплексом макроэкономических мер.

Продовольственные ярмарки, может быть, могут помочь в какой-то степени, хотя, скорее, более важным было бы более жестко контролировать цены естественных монополий и тех олигополий, которые существуют на топливном рынке, на автомобильном и на металлургическом рынке. Бензин у нас все еще стоит раза в полтора раза дешевле, чем в Европе (если не учитывать налоги и стоимость транспортировки), и цены на него растут на 7% в месяц. Электроэнергия в два-пять раз дешевле, чем в Европе, что создает потенциал роста цен на внутреннем рынке. Вообще регулируемые цены с точки их воздействия на инфляцию очень важны в России, учитывая высокую долю в потребительской корзине услуг, цены на которые регулируются.

В этом плане, действительно, нельзя все сводить к мерам денежно-кредитной политики, и тем более, пытаться решить эту проблему за счет усиленного укрепления рубля. Тем более, что с конца прошлого года появилась тенденция ускоренного роста эффективного курса рубля (он вышел на 7% в годовом выражении против 3-4% ранее), и при этом стала тормозить промышленность. Конечно, укрепление рубля это не единственный фактор, влияющий на торможение экономического роста, но один из важных, наряду со снижением инвестиционной активности. Поэтому, в чем-то эксперты правы – в том, что от монетарных мер надо переходить к немонетарным мерам. Но выйти на 8% по итогам года вряд ли удастся еще и в силу того, что сейчас усиленно – правда медленнее чем в прошлом году - растут цены производителей – процентов на 20 в годовом выражении. Пока до конечных отраслей этот ценовой импульс не дошел, так как производители конечной продукции вынуждены сдерживать свои цены в силу усиления конкуренции с импортом. Но как только они не смогут этого делать, это формирующееся ценовое давление, с точки зрения роста затрат скажется на потребительских ценах. Вот тут и правы авторы доклада, говоря о неких новых методах борьбы с инфляцией.

Некоторые эксперты говорят, что для России инфляция в пределах 20% в год была бы вполне приемлемой. А с Вашей точки зрения, это так?

Каждый процент прироста инфляции снижает уровень реальных доходов населения, вызывает рост трат, что еще более подхлестывает инфляцию, снижается уровень сбережений, а кредиторы теряют деньги, что тормозит кредитную поддержку инвестиционного процесса и без того слабую.

Я думаю, что допустимость роста показателя инфляции на порядок, с 7% - 8% до 20% надо очень хорошо обосновывать. Надо учитывать, что. сейчас рост экономики носит инвестиционно ориентированный характер, то есть, без роста инвестиций не буде экономического роста, потому что уже нет свободных мощностей. А при составлении инвестиционных планов важна определенность. Если правительство 2 года подряд говорило о том, что оно будет снижать инфляцию с 12% до 7%, до 5% к 2008 г., а сейчас вдруг скажет, что 20% - это нормально, то, даже если это и нормально, то это создаст хаос в ожиданиях, и многие инвестиционные программы могут быть остановлены или не начаты. Экономическая политика должна быть более-менее последовательной. Если уж делать такой крен, то надо проводить большую разъяснительную работу, а если какой-то эксперт это сказал, то это еще ничего не значит. Это политика, связанная с другим экономическим курсом.

Тут дело даже не в изменении экономической политики, а в том, что, может быть, не стоит делать из инфляции фетиша?

В принципе, фетишем должны быть экономический рост и модернизация экономики и все, что этому способствует - укрепление бюджета за счет наведения порядка в налоговом администрировании и прочих мер, резкое снижение после этого налогов в обрабатывающем секторе, массированное привлечение «новых варягов» в систему управления (в том числе в госуправление – кроме самых высших позиций) и т.д. И в частности инвестиции, а, учитывая что предсказуемость инфляция – важнейший фактор инвестиционной активности - на нее нужно обращать особое внимание.

17 июня 2005

17 июня, 2005 г.