• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проедать или делиться?

По просьбе редакции OPEC.ru Греф и Кудрин зашли в тупик. Кудрин не нашел в бюджете-2006 денег на удвоение пенсий комментирует Наталья Васильевна Акиндинова

Наталья Васильевна, на заседании правительственной комиссии по бюджетним проектировкам под председательством премьера Михаила Фрадкова выяснилось, что на различного рода уже принятые правительством к исполнению бюджетные поручения 2006 года не хватает более 330 млрд. рублей. Может правительству стоит умерить свой пыл по расходам средств бюджета, или же придется еще сильнее повысить порог отсечения цены на нефть для Стабфонда?

Баталии, развернувшиеся на прошедшей 8 апреля Бюджетной комиссии, можно трактовать как столкновение традиционной бюджетной политики 2002-2004 гг., предусматривавшей наличие существенного по размерам бюджетного профицита, которая в сочетании с созданием Стабилизационного фонда и ограничением расходов приводила буквально к «выжиманию» денег из экономики (позиция Минфина), с попытками превратить бюджет (и особенно его дополнительные доходы) в инструмент стимулирования экономического роста (позиция Минэкономразвития). При этом можно сказать, что принятые на еще более высоком уровне решения об опережающем росте социальных расходов, в том числе об удвоении зарплат и пенсий, спутали карты обоим ведомствам.

Дополнительные расходы федерального бюджета, которые должны быть осуществлены уже в 2005 г., оцениваются в объеме от 130 млрд. руб. (уже принятые решения об увеличении расходов, в основном связанные с монетизацией льгот) до 200 млрд. руб. (с учетом возможного недобора доходов в страховую часть пенсионной системы, необходимости оказания помощи регионам в связи с той же монетизацией и т.п.). Однако в текущем году эти дополнительные расходы почти в любом случае не окажут негативного влияния на устойчивость федерального бюджета. Более того, объем дополнительных бюджетных доходов в 2005 г., если среднегодовая цена нефти составит 39 долл./барр. (прогноз МЭРиТ), будет таков, что Стабилизационный фонд за вычетом средств, уже направленных в январе на погашение долга МВФ, к концу 2005 г., по нашей оценке, может достичь 1,3 трлн. руб.

Однако в 2006-2008 гг. реализация всех принятых решений об удвоении пенсий и зарплаты бюджетникам, а также индексации льготных выплат, по нашей оценке, привела бы к росту непроцентных расходов федерального бюджета с 15,1% в 2005 г. до 16,8% в 2008 г. Это, естественно, не позволяет сохранить на нынешнем уровне цену отсечения в Стабфонд.

По нашей оценке, в 2006 г. прирост социальных расходов (по сравнению с 2005 г.) в рамках всех обязательств по «удвоению» мог бы составить более 300 млрд. руб., что требует повышения цены отсечения до 27 долл./барр., в случае, если остальные непроцентные расходы сохранятся на прежнем уровне относительно ВВП. А в последующие два года, чтобы справиться с нарастающим уровнем социальных расходов, понадобится увеличить цену отсечения до 28-29, а затем и до 30-32 долл./барр. При этом основную опасность представляет расширение дефицита Пенсионного фонда.

Нужно сказать, что при такой конструкции в бюджете остается слишком мало места как для выделения средств на осуществление структурных реформ и создания инвестиционного фонда (как предлагает Минэкономразвития), так и для дальнейшего накопления Стабфонда и досрочного погашения внешнего долга (как этого хочет Минфин).

Ограничение роста расходов социальными статьями при консервативном индексировании остальных расходов (вариант предложенный на Комиссии Минфином) по сути будет означать, что в 2006-2008 г. федеральный бюджет просто в очередной раз «адаптируется» к высокому уровню мировых цен на нефть и будет в большей или меньшей степени «проедать» сваливающиеся на него нефтедоллары, вместо того, чтобы решать проблемы развития или «делиться» с будущими поколениями России.

12 апреля 2005

12 апреля, 2005 г.