Баталии, развернувшиеся на прошедшей 8 апреля Бюджетной комиссии, можно трактовать как столкновение традиционной бюджетной политики 2002-2004 гг., предусматривавшей наличие существенного по размерам бюджетного профицита, которая в сочетании с созданием Стабилизационного фонда и ограничением расходов приводила буквально к «выжиманию» денег из экономики (позиция Минфина), с попытками превратить бюджет (и особенно его дополнительные доходы) в инструмент стимулирования экономического роста (позиция Минэкономразвития). При этом можно сказать, что принятые на еще более высоком уровне решения об опережающем росте социальных расходов, в том числе об удвоении зарплат и пенсий, спутали карты обоим ведомствам.
Дополнительные расходы федерального бюджета, которые должны быть осуществлены уже в 2005 г., оцениваются в объеме от 130 млрд. руб. (уже принятые решения об увеличении расходов, в основном связанные с монетизацией льгот) до 200 млрд. руб. (с учетом возможного недобора доходов в страховую часть пенсионной системы, необходимости оказания помощи регионам в связи с той же монетизацией и т.п.). Однако в текущем году эти дополнительные расходы почти в любом случае не окажут негативного влияния на устойчивость федерального бюджета. Более того, объем дополнительных бюджетных доходов в 2005 г., если среднегодовая цена нефти составит 39 долл./барр. (прогноз МЭРиТ), будет таков, что Стабилизационный фонд за вычетом средств, уже направленных в январе на погашение долга МВФ, к концу 2005 г., по нашей оценке, может достичь 1,3 трлн. руб.
Однако в 2006-2008 гг. реализация всех принятых решений об удвоении пенсий и зарплаты бюджетникам, а также индексации льготных выплат, по нашей оценке, привела бы к росту непроцентных расходов федерального бюджета с 15,1% в 2005 г. до 16,8% в 2008 г. Это, естественно, не позволяет сохранить на нынешнем уровне цену отсечения в Стабфонд.
По нашей оценке, в 2006 г. прирост социальных расходов (по сравнению с 2005 г.) в рамках всех обязательств по «удвоению» мог бы составить более 300 млрд. руб., что требует повышения цены отсечения до 27 долл./барр., в случае, если остальные непроцентные расходы сохранятся на прежнем уровне относительно ВВП. А в последующие два года, чтобы справиться с нарастающим уровнем социальных расходов, понадобится увеличить цену отсечения до 28-29, а затем и до 30-32 долл./барр. При этом основную опасность представляет расширение дефицита Пенсионного фонда.
Нужно сказать, что при такой конструкции в бюджете остается слишком мало места как для выделения средств на осуществление структурных реформ и создания инвестиционного фонда (как предлагает Минэкономразвития), так и для дальнейшего накопления Стабфонда и досрочного погашения внешнего долга (как этого хочет Минфин).
Ограничение роста расходов социальными статьями при консервативном индексировании остальных расходов (вариант предложенный на Комиссии Минфином) по сути будет означать, что в 2006-2008 г. федеральный бюджет просто в очередной раз «адаптируется» к высокому уровню мировых цен на нефть и будет в большей или меньшей степени «проедать» сваливающиеся на него нефтедоллары, вместо того, чтобы решать проблемы развития или «делиться» с будущими поколениями России.
12 апреля 2005