Действующим законодательством о Стабфонде предусмотрен достаточно гибкий порядок корректировки цены отсечения. Она определяется как средняя за предыдущие 10 лет, и в соответствии с этим правилом в бюджете 2006 г. цена отсечения может быть повышена с 20 до 21,5 долл./барр. При этом сохранение в будущем нынешнего высокого уровня цен на нефть позволило бы в течение 2-3 лет автоматически довести ее до 25-26 долл./барр.
Более резкое повышение цены отсечения, предлагаемое аппаратом правительства (сразу до 26 долл. барр.), которое вернет в бюджет около 1% ВВП ежегодно, на мой взгляд, является преждевременным по ряду причин.
Во-первых, несмотря на нынешние высокие прогнозы нефтяных цен, нельзя забывать, что их уровень совсем недавно (менее 2 лет назад) находился ниже планки в 26 долл. барр. и этот показатель отличается большой изменчивостью.
Во- вторых, зависимость бюджета и экономики в целом от их динамики в последние годы только увеличивалась, а накопление стабфонда является пока единственным инструментом, компенсирующим эту зависимость.
В-третьих, сейчас есть явная тенденция к нарастанию рисков, связанных с реформированием бюджетной системы сразу по нескольким направлениям. Например, монетизация льгот реально обходится бюджету почти вдвое дороже, чем планировалось.
В-четвертых, пока не будет решена каким-то образом проблема дефицита Пенсионного фонда, это будет отбирать из дополнительных доходов Стабфонда по меньшей мере 1-1,5 % ВВП ежегодно.
Сейчас может сложиться ситуация, когда весь резерв, который высвободится в связи с увеличением ставки отсечения, будет сразу же выбран "до копейки", но при этом потрачен либо на плохо контролируемый рост текущих расходов (связанный например с резким повышением МРОТ), либо на масштабные и дорогие для бюджета налоговые новации, такие как резкое снижение или полная отмена НДС, которые тем не менее не дадут желаемого эффекта в виде значимого ускорения экономического роста.
Между тем нефтяные сверхдоходы это уникальный ресурс, который потенциально позволяет России не только подстраховать себя от возможных рисков, но и при благоприятных обстоятельствах аккумулировать средства для осуществления долгосрочных проектов и структурных реформ, способных реально повысить конкурентоспособность экономики, но для обеспечения их непрерывности требующих от бюджета определенного запаса прочности. На мой взгляд, это является главным аргументом в пользу того, чтобы не слишком торопиться потратить эти средства.
9 марта 2005