• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Борьба за контроль над "Роснефтью" перешла в открытую фазу. "Газпром" может остаться без "Роснефти". Обыкновенный лоббизм

Государство раскололось на нефть и газ

Как и предсказывал Коммерсант, у схемы поглощения "Роснефти" "Газпромом" после приостановки ее реализации появилась конкурирующая идея. Вчера глава Федерального агентства по энергетике (ФАЭ), член совета директоров "Роснефти" и ее бывший вице-президент Сергей Оганесян заявил, что "Роснефть" по итогам сделки с "Газпромом" может сохранить независимость и контроль над "Юганскнефтегазом", а "Газпром" – получить лишь миноритарный пакет акций в "Роснефти". Вчера же министр финансов Алексей Кудрин озвучил схему финансирования покупки "Роснефтью" "Юганскнефтегаза", в которой принимали участие Внешэкономбанк, китайские банки и китайская госкомпания CNPC. Оглашение этого механизма может нарушить планы "Роснефти".

"Госнефть" собирают вновь

После ряда жестких заявлений председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера о том, что предлагаемая "Газпромом" схема поглощения "Роснефти" была одобрена руководством государства и будет реализована в кратчайшие сроки, вокруг крупнейшей сделки воцарилась тишина. Вчера она была нарушена двумя заявлениями крупных госчиновников – Сергея Оганесяна и Алексея Кудрина, касающихся "Юганскнефтегаза".

Первым хрупкое перемирие между сторонникам независимости "Роснефти" и сторонниками ее поглощения "Газпромом" нарушил господин Оганесян. На пресс-конференции в ФАЭ он заявил о том, что активы "Юганскнефтегаза" не нужно выводить из-под контроля "Роснефти" – напомним, именно это предполагает схема сделки, ранее озвучивавшаяся главой администрации президента Дмитрием Медведевым. Глава ФАЭ оговорился, что это его личное мнение, однако уже через минуту изложил законченный план сделки "Газпрома" с государством, принципиально отличающийся от газпромовского.

"Активы 'Юганскнефтегаза' должны оставаться в 'Роснефти'. При этом 'Роснефть' должна оставаться отдельной компанией. Это не помешает увеличению доли государства в акционерном капитале 'Газпрома' при том, что в рамках этой схемы 'Газпром' может стать миноритарным акционером 'Роснефти'. Но это не должно выглядеть как поглощение. И я это говорю не потому, что раньше работал в 'Роснефти', это прежде всего обусловлено технологическими особенностями и отличиями добычи нефти и добычи газа",– заявил глава агентства.

Напомним, идею независимости "Роснефти" от "Газпрома" при получении государством 51% акций "Газпрома" ранее озвучивал президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. А в январе пресс-служба "Роснефти" заявила, что покупка "Юганскнефтегаза" на аукционе РФФИ – первый шаг к созданию национальной нефтяной корпорации на базе "Роснефти". В газпромовской же схеме "Роснефть" по итогам поглощения становится подразделением "Газпрома".

Чиновник одного из федеральных ведомств, принимающих участие в подготовке сделки, комментируя заявление главы ФАЭ, заявил, что вряд ли стоит считать слова Сергея Оганесяна его частным мнением. По его данным, руководитель ФАЭ озвучил позицию председателя совета директоров "Роснефти", замглавы администрации президента Игоря Сечина, которого в этом поддерживают главы силовых ведомств. По этой версии, сделкой по обмену 10,7% акций "Газпрома", находящихся на балансе дочерних структур компании, на миноритарный пакет акций "Роснефти" ее планы не исчерпываются. Они якобы предусматривают слияние объединенных "Роснефти" и "Юганскнефтегаза" с "Сургутнефтегазом".

Таким образом, речь идет об очередном варианте создания "Госнефти", которая станет крупнейшим нефтедобытчиком в стране. В ее последнем варианте контрольный пакет "Госнефти" будет иметь государство, миноритарные – акционеры "Сургутнефтегаза", "Газпром" и, возможно, китайская CNPC. Ожидается, что в ее состав войдет ряд НПЗ Башкирии. После решения президиума Высшего арбитражного суда они должны доплатить в бюджет 12 млрд руб. налогов, сэкономленных на байконурских схемах (см. Ъ от 26 января), что может привести их к банкротству и переходу под госконтроль.

Для "Газпрома" и его сторонников в правительстве альтернатива его собственной схемы поглощения "Роснефти", которая предполагает исключение "Юганскнефтегаза" из схемы слияния и продажу части его активов китайской CNPC, совершенно невыгодна. Она ставит крест на планах "Газпрома" по экспансии в нефтяную отрасль и выглядит как фактическая конфискация 10,7% акций стоимостью выше $9 млрд: предлагаемые в обмен 25-40% акций "Роснефти" после создания "Госнефти" вряд ли будут иметь рыночную котировку, сравнимую с этой суммой.

Китайское предупреждение

Ответ правительства последовал буквально через пару часов, и он был неожиданным. Вчера на другой пресс-конференции министр финансов Алексей Кудрин, отвечая на невинный вопрос о причинах роста заимствований Минфина в конце 2004 года, рассказал о том, кто и как финансировал покупку "Роснефтью" "Юганскнефтегаза". По его словам, причина роста заимствований в том, что Внешэкономбанк (ВЭБ) выдал "Роснефти" под покупку "Юганскнефтегаза" кредит на сумму $6 млрд, которые сам занял у китайских банков.

Засветка участия ВЭБа в операциях "Роснефти" лишь на первый взгляд выглядит безобидной откровенностью министра. Во-первых, это ставит ВЭБ и российские правительственные структуры под угрозы атаки акционеров ЮКОСа в зарубежных судах, в первую очередь в США. Во-вторых, в газпромовской схеме слияния CNPC, под гарантии которой китайские банки кредитовали ВЭБ, должна была получить долю в "Юганскнефтегазе", перешедшем под контроль государства, а не "Госнефти".

В ВЭБе вчера официально отказались комментировать слова министра. Не стали комментировать слова господ Оганесяна и Кудрина и в "Роснефти". Скорее всего, президент "Роснефти" Сергей Богданчиков сделает это в субботу в Нефтеюганске, где он планирует провести ранее отложенное совещание с руководителями "Юганскнефтегаза".

Пресс-секретарь главы "Газпрома" Сергей Куприянов, в свою очередь, вчера заявил Ъ, что высказанная Сергеем Оганесяном точка зрения – "действительно его частное мнение". "У нас все готово к поглощению 'Роснефти', мы ждем соответствующего решения в руководстве государства",– сообщил господин Куприянов.

Публичные заявления сторонников и противников создания "Госнефти" обращены в конечном итоге к одному адресату – Владимиру Путину, который должен выбрать между "Роснефтью" и "Газпромом". При этом позиции "Роснефти" пока выглядят предпочтительными. Помимо Алексея Кудрина и Дмитрия Медведева, сторонников газпромовской схемы слияния "Газпрома" и "Роснефти", готовых открыто выражать свою точку зрения, в правительстве и администрации президента практически не осталось. Так, глава Минпромэнерго Виктор Христенко, озвучивший газпромовскую схему еще 29 декабря, уже в январе санкционировал заключение "Роснефтью" контракта на поставку 48,2 млн тонн нефти CNPC в течение пяти лет, являющегося частью совсем другой схемы.

Скорее всего, уже в ближайшее время к частному мнению Сергея Оганесяна присоединятся и другие госчиновники, которые наверняка найдут для проекта "Госнефти" и отказа от планов "Газпрома" убедительные идеологические обоснования.

Обыкновенный лоббизм. Партия "Роснефти" играет на публику

Глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян заявил вчера журналистам, что «Роснефть» должна остаться самостоятельной компанией с «Юганскнефтегазом» в своем составе, а не вливаться в «Газпром». Как считает Время новостей, тем самым он начал публичную дискуссию со своим нынешним прямым начальником, министром промышленности и энергетики Виктором Христенко, и продемонстрировал полную поддержку своему бывшему руководителю -- президенту «Роснефти» Сергею Богданчикову. До назначения главным чиновником по ТЭКу Сергей Оганесян работал в нефтяной госкомпании вице-президентом. А сейчас он является заместителем председателя ее совета директоров, возглавляет который замглавы администрации президента Игорь Сечин.

«Я считаю, что актив, который приобрела «Роснефть» («Юганскнефтегаз». -- Ред.), должен оставаться в "Роснефти", -- сказал Сергей Оганесян, подчеркнув, что данная точка зрения является его субъективным мнением. "Более того, я считаю, что "Роснефть" должна оставаться компанией самостоятельной", -- добавил он, заметив, что такой вариант не исключает увеличения доли государства в ОАО «Газпром» до контрольной. «Есть возможность сделать так, что "Газпром" может быть миноритарным акционером "Роснефти", -- добавил г-н Оганесян. Напомним, что эти идеи в сентябрьском письме Владимиру Путину изложил г-н Богданчиков. А 29 декабря Виктор Христенко заявил, что «Юганскнефтегаз» будет выделен из состава «Роснефти», которую после этого присоединят к «Газпрому», как и планировалось ранее.

Сергей Оганесян сказал вслух то, что, судя по всему, сейчас кулуарно лоббирует руководство «Роснефти». Правда, при этом он оказал медвежью услугу своим единомышленникам, которые после покупки «Юганскнефтегаза» свели к минимуму информацию о своих действиях и намерениях. Более того, раздувать в СМИ новый виток обсуждения конфликта в Кремле за контроль над основными нефтегазовыми ресурсами страны явно не в интересах его участников.

И пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов, и собеседники «Времени новостей» в Минпромэнерго подчеркивают, что г-н Оганесян высказал частное мнение, которое он может высказывать в рамках правительственного обсуждения. По словам чиновника Минпромэнерго, мнение г-на Оганесяна не отменяет позиции, заявленной главой министерства Виктором Христенко. Впрочем, собеседник газеты не смог прояснить, на какой стадии находится согласование новой, с учетом покупки «Юганскнефтегаза», структуры сделки по слиянию «Газпрома» и «Роснефти».

Напомним, что в сентябре прошлого года Владимир Путин одобрил в присутствии Михаила Фрадкова и главы «Газпрома» Алексея Миллера идею обмена государственных акций «Роснефти» на примерно 12% акций «Газпрома». Официальной целью мероприятия было названо доведение госпакета в «Газпроме» до контрольного (сейчас - около 39%) и последующая либерализация рынка акций газового монополиста. Однако в коридорах власти заговорили о том, что сыгран только лишь первый раунд борьбы самых близких к президенту групп за влияние и обладание ресурсами. Победа на этом этапе досталась главе кремлевской администрации, председателю совета директоров «Газпрома» Дмитрию Медведеву и г-ну Миллеру. Проигравшим считались кремлевский куратор «Роснефти» Игорь Сечин и г-н Богданчиков. Но время работало именно в их пользу. После того, как «Роснефть» подхватила выпавший из рук Михаила Ходорковского «Юганскнефтегаз», уже руководству "Газпрома" предстоит найти убедительные слова в пользу продолжения поглощения «Роснефти» и предложить привлекательный механизм реализации этой сделки. Их оппоненты максимально осложняют процесс, все больше и больше интегрируя «Юганскнефтегаз» в систему «Роснефти». Тем более, что активы «Роснефти» без «Юганска» (если будет принято решение его выделить) нужно заново переоценивать, а после продажи тому же «Газпрому» шельфовых проектов («Севморнефтегаза»), они стоят дешевле на 1,7 млрд долларов. Дисбаланс в стоимости акций «Газпрома» и активов «Роснефти», которые предполагаются к участию в сделке, таким образом, только вырос. И теперь, для реализации планов по присоединению "Роснефти" государству, возможно, придется изыскать дополнительные активы.

$6 млрд нашлись. “Роснефть” заняла на “Юганскнефтегаз” у китайцев

Вчера чиновники впервые рассказали, кто и как финансировал сделку по покупке “Роснефтью” главного актива “ЮКОСа” — “Юганскнефтегаза”, пишут Ведомости: за кредит в $6 млрд, предоставленный “Роснефти” китайским Eximbank, госкомпании придется расплачиваться многолетними поставками нефти в Китай.

Расплачиваться за кредит будет “Роснефть”, которой предстоит обеспечить CNPC нефтью. Представитель госкомпании сообщил “Ведомостям”, что “Роснефть” обязалась поставить в Китай 48,2 млн т нефти до 2010 г. Ни чиновники, ни сама компания не раскрывают условия этого контракта; неизвестна и цена, по которой CNPC будет получать российское сырье. Если считать, что $6 млрд — это предоплата по контракту за три года, значит, цена будет неплохой (около $34 за баррель. — “Ведомости”), констатирует Сергей Санакоев, руководитель российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества. Вчера баррель нефти сорта Brent на Лондонской бирже стоил около $45. А чиновник Минпромэнерго уверяет, что в контракте прописана не конкретная цена, а формула. “В убыток себе торговать не будем”, — обещает он.

Президент Института энергетической политики Владимир Милов уверен, что сделка предусматривает не только поставки нефти, но и участие в активах. “Иначе китайцы не ссудили бы такие деньги”, — отмечает Милов. Прежде министр энергетики Виктор Христенко допускал, что CNPC купит 20% акций “Юганскнефтегаза”.

Новым участникам сделки по “Юганскнефтегазу” придется отбиваться от исков Group Menatep, основного владельца “ЮКОСа”. Управляющий директор группы Тим Осборн пообещал подать в суд на ВЭБ и китайскую сторону. Для ВЭБа это может обернуться неприятностями, прогнозирует Андрей Черепанов, председатель совета Московской международной валютной ассоциации. Счета ВЭБа в зарубежных банках теоретически можно арестовать при платежах по межправительственным соглашениям, допускает Черепанов. Тем более что прецедент имеется. В свое время швейцарская фирма Noga добилась ареста счетов ряда российских госкомпаний, в том числе и ВЭБа, во французских банках.

Впрочем, не ясно, куда делись деньги, уплаченные за “Юганск”. У предправления “ЮКОСа” Стивена Тиди нет подтверждения тому, что выручка от продажи поступила в бюджет, поскольку компании до сих пор не уменьшили налоговый долг. Но министр промышленности и энергетики Виктор Христенко в недавнем интервью “Ведомостям” утверждал, что сделка закрыта, а покупка оплачена. Министр финансов Алексей Кудрин вчера пообещал, что ФНС распределит выручку от продажи “Юганска” между бюджетами всех тех регионов, в которых работал “ЮКОС”, но когда — не уточнил.

Где “Роснефть” взяла оставшиеся деньги для оплаты “Юганска”, пока тоже не ясно, заключают Ведомости.

Opec.Ru, использованы материалы РосБизнесКонсалтинг Ведомостей Коммерсанта Времени новостей

2 февраля, 2005 г.