• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый вариант "укрупнения" регионов России: 28 губерний

Глава комитета СФ говорит о необходимости реформы государственно-территориального устройства в РФ

В России назрела реформа государственно-территориального устройства. Такое мнение высказал на пресс-конференции в РИА "Новости" председатель комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков.

"Административно-территориальное деление страны складывалось хаотично. В результате, мы имеем нагромождение 89-ти субъектов Федерации, управлять которыми невозможно", - считает сенатор.

Старт реформе уже дан, отметил Казаков, напомнив о принятии закона по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Сенатор сообщил, что учеными Совета по развитию производительных сил (СОПС) разработана концепция административно-территориальной реформы России. "Это не государственная концепция, а документ, открытый для дискуссий", - подчеркнул он.

Казаков отметил, что в целом согласен с основными положениями концепции, в которой "будущее устройство России видится как устройство губернского типа".

По его мнению, в результате реформы количество регионов должно быть сокращено до нескольких десятков. "Регионы станут совокупностью равноправных субъектов", - сказал сенатор.

Он полагает, что укрупнение регионов "могло бы осуществиться на базе референдума". При этом, по его словам, нынешние субъекты на первом этапе будут сохранены.

"Административно-территориальная реформа потребует очень многих усилий, в том числе серьезной поддержки руководства страны, большой пропагандистской работы и научного обоснования", - констатировал сенатор.

Его позицию поддержал член комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Андрей Климов. "Нынешнее устройство России копирует ситуацию 50-х годов в Советском Союзе", - сказал он.

Отвечая на вопрос РИА "Новости" о том, не вызовет ли возможная реформа трений по национальному вопросу, Климов подчеркнул, что национальный вопрос можно решать по-разному. Он выступил за всемерное развитие национальных языков и культур в нашей стране.

В качестве примера успешного решения этой проблемы депутат назвал проведенный в конце прошлого года референдум об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. "90% населения округа, в котором доля титульной национальности составляет 62%, пришли и проголосовали за объединение", - напомнил он.

Новый вариант административно-территориального деления России: 28 губерний

Согласно концепции Совета, Россию предлагается поделить на 28 губерний. ИА REGNUM приводит их полный список:

1. Центральная (г.Москва, Московская обл.). Центр – Москва

2. Западная (Брянская, Калужская, Смоленская обл.). Центр – Смоленск

3. Верхневолжская (Тверская, Ярославская обл.). Центр – Ярославль

4. Волго-Окская (Владимирская, Ивановская, Костромская обл.). Центр – Иваново

5. Приокская (Рязанская, Тульская обл.). Центр – Тула

6. Западно-Черноземная (Белгородская, Курская, Орловская обл.). Центр – Курск

7. Восточно-Черноземная (Воронежская, Липецкая, Тамбовская обл.). Центр – Воронеж

8. Северо-Западная (г.Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская обл.). Центр – Санкт-Петербург

9. Карело-Мурманская (Республика Карелия, Мурманская обл.). Центр – Мурманск

10. Северная (Республика Коми, Архангельская, Вологодская обл.). Центр – Архангельск

11. Волго-Донская (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская обл.). Центр – Ростов-на-Дону

12. Причерноморская (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край). Центр – Краснодар

13. Северо-Кавказская (Республики Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Чеченская республика, Ставропольский край). Центр – Ставрополь

14. Среднероссийская (Республика Мордовия, Нижегородская обл.). Центр – Нижний Новгород

15. Волго-Вятская (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Кировская обл.). Центр – Киров

16. Волго-Камская (Республика Татарстан, Ульяновская обл.). Центр – Казань

17. Средневолжская (Пензенская, Самарская, Саратовская области). Центр – Самара

18. Западно-Уральская (Удмуртская Республика, Пермская обл.). Центр – Пермь

19. Южно-Уральская (Республика Башкортостан, Оренбургская обл.). Центр – Уфа

20. Восточно-Уральская (Курганская, Свердловская, Челябинская области). Центр – Екатеринбург

21. Обско-Иртышская (Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО). Центр – Тюмень

22. Западно-Сибирская (Новосибирская, Омская, Томская области). Центр – Новосибирск

23. Южно-Сибирская (Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл.). Центр – Кемерово

24. Восточно-Сибирская (Республика Тыва, Хакасия, Красноярский край). Центр – Краснярск

25. Прибайкальская (Республика Бурятия, Иркутская, Читинская обл.). Центр – Иркутск

26. Приамурская (Хабаровский край, Амурская обл., Еврейская автономная область). Центр – Хабаровск

27. Тихоокеанская (Приморский край, Камчатская, Сахалинская области). Центр – Владивосток

28. Северо-Восточная (Республика Саха (Якутия), Магаданская обл., Чукотский АО). Центр – Якутск

По словам одного из разработчиков концепции Алеко Адамеску, согласно ст. 71 Конституции РФ, высшие федеральные органы могут временно, без внесения поправок в Основной Закон, сформировать вместо губерний подобные территориальные объединения субъектов Федерации без конституционного статуса. Последние будут выполнять функции согласованного управления группой областей, краев, республик, имея во главе губернатора-координатора, назначаемого попеременно президентом РФ из числа руководителей соответствующих регионов.

Казаков и Адамеску подчеркнули, что в реформе административно-территориального деления России нужно в первую очередь исходить из экономической целесообразности, затем территориальной и социальной, и только потом смотреть на национально-культурные особенности того или иного региона. "Национально-культурные особенности обязательно должны учитываться, но далеко не в первую очередь", - сказал сенатор.

Казаков, Адамеску и Климов особо подчеркнули, что объединение должно проходить исключительно после одобрения на референдуме: "это базовая юридическая конструкция", - сказал Казаков. Депутат Климов отметил, что в идеале было бы правильно, чтобы объединение происходило эволюционным путем, пусть и долгим, чтобы региональные элиты сами приходили к этому решению. "Однако элиты часто паразитируют этими вопросами", - подытожил депутат.

И представители законодательной власти, и ученый особо подчеркнули, что данная концепция пока не является государственной, и неизвестна реакция Кремля на документ. Тем не менее, Казаков неоднократно заметил, что он поддерживает разработанный СОПС документ и считает, что 28 губерний – это то, к чему страна должна двигаться.

По словам Адамеску, разработка направлена в Администрацию президента, но пока никакого ответа не последовало.

OpEc.Ru, использованы материалы РИА "Новости", REGNUM
21 мая, 2004 г.