• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские газеты о Путине и его программе: ВВП не удваивается. - Президент-шоу. - Как к программе отнеслись экономисты?

Президент предложил бедным богатую программу

На налоговой коллегии Минфина и МЭРТа решили не вводить НДС-счета, не снижать НДС, зато снизить единый социальный налог. Но запомнится она не только этим, считает Коммерсант. Президент Владимир Путин выступил с программными экономическими заявлениями: за четыре года нужно снизить количество бедных с 20,5 до 10-12%, обеспечить экономический рост не менее 7% годовых. Нужно сделать рубль конвертируемым. И все-таки решить вопрос с природной рентой. Добиться целей будет нелегко, потому что не все здесь зависит от властей, считает газета.

Однако гражданам коллегия должна была запомниться не этими довольно скромными налоговыми изменениями. Именно на этом мероприятии президент Владимир Путин впервые после своего повторного избрания выступил с развернутой речью по экономическим вопросам. О чем он, в сущности, сказал?

О том, что доволен макроэкономическими итогами своего предыдущего президентского срока. Доволен ростом ВВП на 7,2% в 2003 году, инфляцией в 12% годовых, ростом капитализации российского фондового рынка, которая достигла $250 млрд. Необходимо продолжать в том же духе, "последовательно снижать инфляцию, поддерживая устойчивый валютный курс и создавая условия для полной конвертируемости рубля". Итак, главные лозунги предыдущего срока – удвоение ВВП и достижение конвертируемости рубля – остаются на повестке дня.

При этом президент на пятничной коллегии подчеркивал, что не потерпит никакого замедления экономического роста и неамбициозного подхода правительства к планированию в этом вопросе. Только "кардинальное увеличение ВВП"; "минимум необходим рост экономики на 7%, а не на 5".

Заметим, однако, что по-прежнему сохраняется вопрос, как достичь этого кардинального увеличения ВВП. Сейчас правительство считает, что нынешние отличные темпы роста связаны в основном с высокими ценами на нефть – об этом в пятницу, в частности, говорил господин Греф, осторожно полагая, что в дальнейшем эти цены могут и упасть. Президент Путин решил в перспективы цен на нефть не углубляться и указал лишь, что "только диверсифицированная, разнообразно развитая экономика может быть устойчивой на долгосрочную перспективу. Надо избавляться от отживающих и отживших свой век неконкурентных производств и создавать экономическую среду, восприимчивую и к инновациям, и к новым технологиям. Среду, которая позволит России занять достойное место на глобальном рынке". Кто-то может понять это так, что сами власти какими-то административными решениями обеспечат избавление от неконкурентоспособных производств и введут новые технологии. Но нет, Владимир Путин в пятницу одновременно указал: "Объемы прямого административного вмешательства в экономику, конечно, как мы с вами уже многократно говорили, должны сокращаться. Сегодня, несмотря на все меры по дебюрократизации экономики, такое вмешательство еще чрезмерно". Таким образом, предполагается, что государство не будет никак воздействовать на предпринимателей, а они сами повысят свою конкурентоспособность и удвоят ВВП. Но, во-первых, предприниматели могут не пожелать или оказаться неспособными это сделать (в конце концов, в западных странах компании отчаянно борются за конкурентоспособность, но не всегда с успехом). А во-вторых, при чем здесь в таком случае президент и правительство? Что же касается достижения свободной конвертируемости рубля, то это совсем уж не в компетенции властей. Потому что для конвертируемости недостаточно накопить грандиозные золотовалютные резервы, а нужно производить большое количество промышленной и сельскохозяйственной продукции, которую иностранцы захотят купить за рубли (в отличие от нефти – ее они прекрасно покупают за доллары). Власти же никакой продукции не производят.

Наконец, Владимир Путин в пятницу в качестве своего экономического лозунга выдвинул борьбу с бедностью. И когда Герман Греф заявил, что число бедных нужно снизить до 10-12% населения против 20,5% в 2003 году, причем желательно сделать это за четыре года, президент отметил: "Герман Оскарович, это не 'желательно', это нужно сделать". Однако и это не совсем в компетенции властей. Они, конечно, могут увеличить бюджетные выплаты бедным, однако в развитых странах, на которые в пятницу участники мероприятия все время ссылались, бедных мало потому, что граждане добились неплохих зарплат и пенсий не от государства, а от работодателей. В России работодатели могут не захотеть платить много. Или просто окажутся не способны много платить из-за нехватки средств.

Был затронут и еще один важный денежный вопрос. В подготовленных Минфином к коллегии материалах говорилось буквально следующее: "В последнее время широко обсуждается вопрос об усилении рентной составляющей при налогообложении природных ресурсов... Поскольку в сфере добычи углеводородов (прежде всего, нефти) действительно возникает значительная экономическая рента в виде сверхприбыли, то, видимо, возможна постановка вопроса о налогообложении таких секторов по более высоким ставкам... В настоящее время в Российской Федерации государство получает от продажи нефти на экспорт примерно менее половины ее мировой цены, что ниже, чем в некоторых европейских странах (Великобритания, Норвегия), где государство получает около 70% от мировой цены... Одним из возможных механизмов усиления рентной составляющей... могло бы быть введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов... C введением этого налога можно было бы пойти на заметное снижение базовой ставки НДПИ". На коллегии новый налог не обсуждали, говорили только о том, что от высоких цен на нефть бюджет мог бы получать побольше денег с помощью НДПИ и экспортных пошлин. Однако президент в своей речи прямо указал: "Сложившаяся система платежей в этой сфере не обеспечивает изъятия справедливого и экономически обоснованного объема природной ренты". И попросил правительство подумать и "предложить шаги", назвав срок – в апреле. Может быть, к апрелю дело до нового рентного налога и не дойдет – ограничатся экспортными пошлинами. Но очевидно, что желанную ренту власти в покое не оставят.

Правила второго срока

В минувшую пятницу президент Владимир Путин, по сути, возглавил правительство, считает Время новостей. Он приехал на совместную коллегию Минфина и Министерства экономического, где заявил о себе как о непосредственном начальнике министров. Правда, формально покомандовать экономическим парадом дали все-таки новому премьеру Михаилу Фрадкову, который быстренько рассказал о том, зачем, собственно, нужно это масштабное совместное мероприятие. И объявил выступление #1 -- доклад президента Путина.

Все ждали стратегического доклада -- объявления обещанного перед выборами нового экономического курса. Президент же оказался предельно краток. Из стратегических задач (кстати, двухлетней давности) напомнил о необходимости "резкого повышения ВВП и масштабного сокращения бедности". А дальше перешел на язык экономических тезисов-пожеланий.

ВВП не удваивается

В ближайшие три года Россия не встанет на путь удвоения ВВП. Как пишут Ведомости, таков смысл социально-экономического прогноза на 2005 - 2007 гг., направленного Минэкономразвития в правительство. Эксперты объясняют осторожность чиновников нежеланием раздувать расходы федерального бюджета на 2005 г.

Стране необходим экономический прорыв, напомнил в пятницу Путин, открывая совместную коллегию Минфина и Минэкономразвития. Одна из задач - "кардинальное увеличение ВВП", сказал президент. Чтобы выйти на траекторию удвоения ВВП за десять лет, российская экономика должна расти на 7,2% ежегодно. Ровно настолько она, по данным Госкомстата, выросла в 2003 г.

Накануне коллегии Минэкономразвития внесло в Белый дом прогноз социально-экономического развития страны на 2005 - 2007 гг. Этот документ, который будет рассмотрен правительством 25 марта, послужит основой при составлении федерального бюджета на 2005 г.

Разгон мировых цен на нефть последних двух лет спутал все карты аналитикам. На прошлой неделе Минэкономразвития пришлось повысить оценку средней цены нефти сорта Urals в 2004 г. с $22 до $26 за баррель, а прироста ВВП - с 5,2% до 5,8%.

Среднесрочный прогноз составлен в двух вариантах. Консервативный сценарий исходит из среднегодовой цены Urals $20 за баррель, а оптимистический - $24 за баррель (см. таблицу). В первом случае среднегодовые темпы экономического роста в ближайшие три года будут находиться в диапазоне 4,8 - 4,9%. При более благоприятном сценарии экономика будет расти на 5,8 - 6,1%. "Зависимость между ценой на нефть и ростом ВВП нелинейная. На рост влияет комбинация внешних и внутренних факторов", - поясняет первый замминистра экономического развития Иван Матеров.

К внешним факторам кроме нефти прогноз относит цены на газ, динамику мировой экономики, выплаты по внешнему долгу, курс доллара к евро, экспорт сырья. К внутренним - инфляцию, курс рубля к доллару, цены на продукцию естественных монополий, иностранные инвестиции, налоговую нагрузку.

Чиновник Белого дома обращает внимание на то, что указанные в прогнозе параметры не выводят на удвоение ВВП. "Президент говорит о диверсификации экономики, высоких технологиях, но сравнение двух вариантов показывает, что рост опять завязан в основном на нефтяную конъюнктуру", - констатирует он.

Замминистра экономического развития Аркадий Дворкович возражает на это, что на динамике ВВП начинает сказываться подъем отраслей, ориентированных на внутренний рынок, - пищевой, лесобумажной, химической промышленности и машиностроения. "Мы уже способны при относительно невысоких ценах [$24 за баррель] выйти на 6% роста, но сделанного [в реформах] недостаточно для выхода на 7,2% [обеспечивающих удвоение ВВП]", - заключает Дворкович.

Чиновники осторожничают, закладывая в прогноз цены $20 - 24 за баррель, убежден аналитик Commerzbank Securities Дмитрий Шеметило. По его мнению, нефть будет стоить дороже из-за растущего спроса на энергоносители со стороны Китая и Индии, а также из-за ослабления доллара к евро.

А главный экономист "Тройки Диалог " Евгений Гавриленков считает осторожность Минэкономразвития совершенно оправданной. "Удвоение ВВП - это политическая установка, - говорит экономист. - А бюджет всегда опирается на относительно консервативные оценки". В противном случае, считает экономист, Госдума получит шанс "раздуть" расходную часть бюджета.

Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы оценивает прогнозы чиновников как "консервативно реалистические". По словам Гурвича, российская экономика вышла на базовый темп роста 5,8% в год. Экономика выйдет на траекторию удвоения при повышении нефтяных цен до $27 - 28 за баррель, но откатится к "базе" в случае их падения, прогнозирует экономист. Впрочем, Дворкович считает, что скачок нефтяных цен до $29 - 30 за баррель будет вреден для экономики, поскольку чреват резким укреплением рубля и снижением конкурентоспособности отечественных компаний. "Оптимальный для нас коридор не должен превышать $27 за баррель", - полагает чиновник. Но Шеметило уверен, что приток нефтедолларов подстегнет инвестиционный спрос, а "лишние" деньги поглотит стабилизационный фонд.

Президент-шоу. - Владимир Путин объяснил правительству, как надо работать и кому подчиняться

В минувшую пятницу на совместной коллегии Минэкономразвития и Минфина Владимир Путин показал, как нынче вырабатывается экономический курс страны, пишет Независимая газета. Представление налоговых новаций больше походило на хорошо отрежиссированный спектакль – рассчитанный далеко не только на тех, кто сидел в этом зале. Фактически впервые сторонняя публика могла увидеть в действии весь цвет обновленного правительства, понаблюдать, как распределены роли, кто является примой, а кто статистом.

Озвученные Алексеем Кудриным идеи были новостью разве что для прессы и некоторых специально приглашенных чиновников, к финансам и экономике отношения не имеющих. Государственных мужей собрали в здании Минфина совсем не для обсуждения радикальных предложений правительственных либералов: все уже было давно решено и согласовано с Кремлем. Поэтому, вероятно, некоторые, как например, Дмитрий Козак и Андрей Илларионов, предпочли в этом шоу вообще не участвовать.

Всем присутствовавшим чиновникам (а вместе с ними и всей стране), президент преподал несколько уроков. Во-первых, глава государства, который в этот день был явно в ударе, показал, кто реально рулит процессом. У сидевшего рядом с Владимиром Путиным Михаила Фрадкова за все время была возможность сказать лишь пару реплик: поприветствовать президента в начале и заявить о готовности выполнять поставленные президентом задачи в конце первой части коллегии. Даже информационным освещением события руководили из Кремля: на коллегию были приглашены журналисты не правительственного пула, а кремлевского.

Второй урок Путина для тех, кто хорошо усвоил первый: обсуждать или саботировать, тем более публично, поставленные главой государства задачи не рекомендуется. Герман Греф, например, позволил себе заявить, что экономический рост в 2004 году ожидается на уровне 5%. Путину, несколько месяцев назад поставившему задачу удвоения ВВП, этот заход не понравился. «Почему 5%, а не 7%?» – поинтересовался он у главы МЭРТа. А потом недвусмысленно пошутил: «Я сам так стараюсь делать, чтобы меньше спрашивали».

Тема личной ответственности чиновников стала третьим уроком, который преподал собравшимся в здании Минфина президент. Для наглядности он вызвал на трибуну Михаила Зурабова. «Что бы экономические министерства ни планировали, за негативные социальные последствия вы лично и ответите», – заметил Путин Зурабову. Тот вынужден был согласиться. А чтобы в зале никто не скучал, глава государства напомнил о персональной ответственности всех министров за свои дела.

И, наконец, пятый урок. Новичкам и ветеранам правительства Путин показал, как на публике следует анонсировать решения (или намерения) по социальной проблематике. Глава государства поинтересовался у Грефа, к какому сроку он собирается снизить уровень бедности в стране до 10–12%. Глава МЭРТа до неприличия неуверенно произнес: «Желательно за четырехлетие…» На что президент разразился репликой: «Хороший начальник! Не желательно, а это нужно сделать». Ударив кулаком по столу, Путин добавил: «Так и скажите, за три года эта цифра будет достигнута».

Использованы материалы Ведомости, Коммерсант, Время новостей, Независимая газета

Путин раскрыл основные черты своей экономической программы. Как к ней отнеслись экономисты?

(Опрос провели Ведомости )

Профессиональные экономисты ожидали услышать, что будет делаться в первые годы президентского правления. И они это узнали. Самое важное, произнес министр финансов Алексей Кудрин, - значительное снижение налогового бремени для производителей, прежде всего ЕСН, личный вклад граждан в свои пенсионные счета и мягкая модель повышения пенсионного возраста. Обычно все, что говорит Путин и его министры, правильно. И вопрос не в словах, а в том, что потом делается. И еще вопрос, будут ли эти перемены сопровождаться демократизацией.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Главное в выступлении - не цифры и сроки, а приоритеты и задачи. С моей точки зрения, самым важным и приятным оказалось полное отсутствие признаков смены курса. Приоритетами остаются снижение налоговой нагрузки, ограничение прямого административного вмешательства в экономику, создание условий для ее диверсификации. Путин честно говорит, что его принципом остается постановка максимально амбициозных целей. Президент явно считает, что лучше взять высокие обязательства и их выполнить не полностью, чем брать заведомо низкие обязательства и их перевыполнять.

Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы

Если раньше заявления Путина ограничивались оглашением приоритетов вроде "нужно то-то и то-то", то сейчас оглашена программа действия. Сказано: "Я поручаю правительству". Приоритеты остались прежними, задачи абсолютно выполнимы, но требуют максимального напряжения и кропотливой работы от правительства. Надеюсь, что не доставшийся по наследству, а сформированный самим Путиным аппарат сможет выдержать темп.

Елена Матросова, директор Центра макроэкономических исследований компании "БДО Юникон"

Расставлены основные акценты. Главное - не столько экономический рост, сколько социальные аспекты. Правительство получило задание снизить за три года уровень бедности почти вдвое. Основные средства достижения этого - снижение налоговой нагрузки, продолжение структурных и административной реформ. Ничего сверхъестественного в сформулированных Путиным требованиях нет. Хотя ситуация напряженная. Как правильно заметил Герман Греф, 5% роста ВВП в 2003 г. принесла благоприятная конъюнктура. В дальнейшем эти проценты ужмутся до 1% или отрицательной величины. Если мы хотим удержать рост ВВП на нужном для преобразований уровне 5% , то надо удвоить, а то и утроить его рост за счет внутренних факторов.

Андрей Белоусов, гендиректор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

Прозвучали отдельные экономические тезисы из разных областей, но не всеобъемлющая программа. Выглядят они либерально и разумно, являются продолжением риторики встречи в МГУ. Сказать подробнее можно будет только тогда, когда эти тезисы перейдут на стадию проектирования и разработки конкретных решений, не говоря уж о внедрении. По ряду вопросов поставлены сроки их проработки. Когда правительство начнет выполнять эти поручения, можно будет получить начальное представление об успехе административной реформы.

Николай Кащеев, аналитик банка "Траст"

22 марта, 2004 г.