• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"По мере необходимости". Будет бороться с коррупцией новый совет. – Путин объявил антикоррупционный призыв. - Поможет ли совет борьбе с коррупцией? - Игра в коррупцию

"По мере необходимости"

Будет бороться с коррупцией новый совет

Попытка либералов из Минэкономразвития создать полноценный орган по борьбе с коррупцией успехом не увенчалась, считают Ведомости. Для искоренения этого зла президент Владимир Путин создал совет, который будет собираться "по мере необходимости". Под эгидой совета будут работать две комиссии. Эксперты считают принятую конструкцию неэффективной.

Путин поручил правительству разработать цельную систему борьбы с коррупцией 27 октября. Это был первый рабочий день после ареста бывшего предправления "ЮКОСа" Михаила Ходорковского - на традиционной встрече с членами правительства Путин попросил министров "не втягиваться в дискуссию" вокруг задержания бизнесмена, а лучше подумать над путями искоренения коррупции как явления.

Считается, что Россия страдает от коррупции сильнее, чем большинство других стран мира. В 2002 г. фонд "ИНДЕМ" подсчитал, что россияне ежегодно дают взятки на $38 млрд (более 10% ВВП). По данным международной антикоррупционной организация Transparency International, 62,3% россиян считают "очень сильной" коррупцию внутри политической системы. Наибольшее недовольство россиян вызывает коррупция в политических партиях и среди стражей порядка (тревожит 24,5% и 17,9% соответственно). Затем идут система здравоохранения (15,3% ), суды (10,9% ), образовательные учреждения (8,8% ). Замыкают список лидеров коммунальные службы (8,3% ).

Меньше чем через две недели из Белого дома в Кремль ушел документ, включавший около сотни краткосрочных и долгосрочных мер. Предложения коллег сводило воедино Министерство экономического развития. "Главное - не нехватка карательных инструментов, а отсутствие современных подходов, предупреждающих коррупцию, слабость экономических и социальных механизмов, препятствующих ее появлению", - описал суть проблемы первый замминистра экономического развития Михаил Дмитриев.

Среди прочего Путину было предложено создать коллегиальный орган по борьбе с коррупцией, в котором предполагалось объединить чиновников и представителей гражданского общества. Один из авторов проекта говорил, что орган может существовать как самостоятельное ведомство в системе исполнительной власти или - по образцу Франции и Великобритании - при одном из правоохранительных органов. По словам директора Центра проблем госуправления Павла Кудюкина, решения такого органа должны были стать обязательными для всех органов власти.

Путин выбрал иной путь. Вчера стало известно, что он подписал указ, которым при президенте учреждается Совет по борьбе с коррупцией. Его роль совещательная. С помощью совета президент будет определять приоритетные направления борьбы с коррупцией. В совет войдут шесть председателей - правительства, Госдумы и Совета Федерации, Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Раз в год совет будет заслушивать отчет генпрокурора и готовить свой доклад президенту. Рассматривать конкретные преступления и проводить проверку нарушений служебной дисциплины совет не станет. Заседать он будет "по мере необходимости".

Совет создаст две комиссии - по противодействию коррупции и разрешению конфликта интересов. "Это не совсем то, что задумывалось", - говорит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Единый антикоррупционный орган, по замыслу реформаторов, должен был бороться с коррупцией методами правоохранительных органов, одновременно устраняя экономические корни коррупции. Но, как утверждает чиновник Белого дома, силовые ведомства отказались согласовывать такую структуру и настояли на раздельной деятельности комиссий.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов займется систематическим предупреждением ситуаций, при которых личная заинтересованность чиновников может повлиять на добросовестное исполнение должностных обязанностей. Комиссия будет разрабатывать должностные регламенты и курировать специальные коллегии, которые будут искоренять конфликты интересов в отдельно взятых министерствах. По оценке Кузьминова, регламенты и коллегии появятся на свет через 1,5 - 2 года.

Положение об антикоррупционной комиссии вчера опубликовано не было. Директор департамента компании ФБК Игорь Николаев опасается, что эта комиссия попытается "выжигать коррупцию исключительно каленым железом", т. е. стандартными методами правоохранительных органов, которые еще никогда не приносили ощутимых результатов.

Президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров указом Путина разочарован. "Конструкция без всяких полномочий и возможностей контроля за результатами собственных предложений", - констатирует он. По его мнению, объявленная Кремлем война коррупции закончится тем же, чем оборачивается хорошие замыслы административной реформы, - "пустыми хлопотами". А Кудюкин считает совет лишним бюрократическим фильтром, который сможет гасить антикоррупционные инициативы.

Александр Беккер, Анна Николаева - Ведомости

Честнеть


Владимир Путин объявил антикоррупционный призыв

Вчера президент Владимир Путин на встрече с руководством правительства и президентской администрации объявил, что подписал указ "О совете при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией". Присутствующим было приказано "наладить работу этой структуры". Отсутствующим, прежде всего членам РСПП, обеспокоенным атакой Генпрокуратуры на ЮКОС, был дан сигнал, считает Коммерсант: тем, кто полностью платит налоги и не вмешивается в политику, обеспечат защиту от произвола чиновников.

Антикоррупционного указа от Владимира Путина ждали почти месяц. Об усилении борьбы с произволом чиновников президент объявил 27 октября ведущим членам кабинета министров и руководства своей администрации. В тот понедельник господин Путин был строг, правда, не к коррупционерам, а к тем олигархам (а также поддержавшим их влиятельным чиновникам), которые требовали его личного вмешательства в дело ЮКОСа. Как известно, в отличие от некоторых чиновников, рискнувших своими постами (Александр Волошин свой пост оставил), олигархи выбрали благоразумие и президентопослушание.

Однако у Владимира Путина нашелся не только кнут, но и пряник. Он потребовал от правительства и администрации за две недели подготовить проект мер по борьбе с коррупцией. 8 ноября пакет документов был представлен в Кремль Германом Грефом. Невиданная ранее оперативность его министерства объясняется тем, что в рамках подготовки административной реформы заранее были отработаны и собственно антикоррупционные технологии. До вчерашнего дня антикоррупционный пакет дорабатывался первым замруководителя кремлевской администрации Дмитрием Козаком.

Вчера руководству правительства и администрации было представлено два документа: указ об учреждении антикоррупционного совета и положение о его деятельности. Согласно первому, в совет делегируются премьер, председатели палат Федерального собрания, а также главы Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов. Совет является совещательным органом при президенте, в задачи которого входит ежегодное заслушивание докладов генерального прокурора о результатах его борьбы с коррупцией, на основе которых совет будет также ежегодно отчитываться перед президентом. Заседания совета будут созываться по мере необходимости, под председательством либо президента, либо одного из членов совета. Итоги заседаний будет фиксироваться или в протоколе, или сразу в проектах президентских указов.

Рабочими органами антикоррупционного совета по положению станут две комиссии: по противодействию коррупции и по разрешению конфликта интересов. Членов этих комиссий будет назначать президент по представлению совета. Первая комиссия будет заниматься, строго говоря, тем же, чем и антикоррупционный совет,– "оказанием содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации". Но на более низком аппаратном уровне. Функции конфликтной комиссии интереснее. Она должна регулировать весьма щекотливые ситуации, когда действия или даже только намерения высших должностных лиц, назначаемых президентом и премьером, могут навредить интересам государства или бизнеса.

Аппаратные возможности антикоррупционного совета и его комиссий чуть ли не безграничны. Эти органы наделены правом потребовать не только у государственных и муниципальных органов управления, но и у любых общественных и частных организаций любую информацию об их деятельности. Кроме того, антикоррупционерам дано право вызова на свои заседания чиновников любого ранга, а также частных лиц. Наконец, именно комиссия по противодействию коррупции, а не правительство займется возможной реформой правоохранительных органов. Тем самым Михаил Касьянов лишается возможности реформировать Генпрокуратуру в рамках административной реформы.

Однако вызывает сомнение то, что борцам с коррупцией на самом деле позволят употребить власть, кроме случаев, специально оговоренных президентом. В учредительных документах специально оговаривается, что непосредственно в разрешение конфликтов (наподобие дела ЮКОСа) антикоррупционный совет и его комиссии вмешиваться не могут.

Как показывает практика, подобного рода органы создаются не для решения конкретных проблем, а для выпуска пара. Например, 16 июля 1997 года указом президента Бориса Ельцина была учреждена Госкомиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках. Комиссию возглавил тогдашний премьер Виктор Черномырдин, в нее входили руководители всех ветвей власти. Из членов комиссии на госслужбе сегодня остался один вице-премьер Алексей Кудрин. О ее деятельности с момента ее основания ничего не сообщалось.

КОНСТАНТИН -СМИРНОВ - Коммерсант
Совет по борьбе с соблазном
На войну с коррупцией мобилизованы первые лица государства

Самым главным по борьбе с коррупцией со вчерашнего дня стал президент Владимир Путин, считает Время новостей. В понедельник глава государства подписал указ об образовании при себе специального Совета по борьбе с коррупцией. Помогать президенту в борьбе за частоту рядов назначены председатель правительства, спикеры обеих палат парламента, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. Причем члены Совета должны будут участвовать в заседаниях лично и не вправе делегировать эти полномочия кому-то еще. Руководить Советом эти высокие персоны станут по очереди. Владимир Путин же будет председательствовать, когда захочет.

Решение о создании специального органа вполне вписывается в тенденции последнего времени. Месяц назад, сразу после ареста Михаила Ходорковского, Путин объявил коррупцию одной из главных угроз национальной безопасности. Президент поручил подчиненным подготовить предложения по созданию специальной системы мер по противодействию коррупции. Не прошло и двух недель, как на-гора был выдан широкий спектр рекомендаций: юристы советовали создать специальный орган, "силовики" просили себе специальных полномочий, а экономисты по своему обыкновению говорили о том, что нужно бороться с "институциональными" причинами коррупции.

Истина, как это часто бывает, оказалась посередине. На борьбу с коррупцией мобилизованы пока не силовики, а гражданские чины самого высокого ранга, обладающие, правда, почти силовыми полномочиями. Судя по всему, идеи "сажать всех" все-таки не отвечают настоящему моменту. Однако и “либеральные” предложения тоже несвоевременны.

При этом на первый взгляд, создаваемый сегодня новый орган не намерен заниматься конкретными карательными мероприятиями. Как сказано в Положении об организации этого ведомства, “Совет не рассматривает сообщения о преступлениях и правонарушениях, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины”

Но вряд ли новый Совет ограничится одной теорией. Тем более, что все прежние начинания подобного рода заканчивались на этапе формирования полуобщественных-полуведомственных образований, выполняющих, скорее, экспертные функции. Создали они тонны научных трудов и написали километры заключений, однако коррупции от этого не убавилось.

Видимо, с целью приблизить новый орган "к земле" при совете будут созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. Уличать чиновников, злоупотребляющих своим положением, устанавливая камеры скрытого наблюдения, они тоже не будут, зато в их функции входит, к примеру, “разработка мер по усилению общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства” или “подготовка предложений по совершенствованию правоохранительной деятельности государства”.

Фактически комиссиям будут переданы некоторые функции правоохранительных структур. Они будут не только иметь право вызывать на ковер чиновников самого разного уровня, но также “запрашивать и получать необходимые документы или информацию от органов государственной власти”. Причем помимо госорганов они будут иметь право запрашивать документацию даже “от организаций”, как расплывчато сформулировано это в положении. То есть заниматься тем, что прямо входит в компетенцию следственных структур.

Учитывая же, что решения комиссий будут оформляться “при необходимости” в виде проекта указа, поручения или распоряжения президента, то за претворение их в жизнь можно не беспокоиться.

На первых порах новообразованные контрольные органы должны будут нарисовать расширенный портрет “врага”, подсчитав все-таки, каков в нашей стране хотя бы приблизительный уровень мздоимства. Все исследователи до сих пор называли цифры, различающиеся в разы. По данным фонда агентства Transparency International, Россия в рейтинге стран, пораженных коррупцией, занимает 86-е место в списке из 133. Исследование PricewaterhouseCoopers, напротив, показало, что у России самые высокие в мире показатели по уровню коррупции. Какими методами будет проводить свой анализ совет, остается только гадать.

Но кое о чем догадаться можно. Основывать свои расчеты совет будет на основе позиции Генеральной прокуратуры, которая и будет предоставлять ему доклад о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией. Позицию же Генпрокуратуры вполне изящно выразил г-н Колесников.

О возможной эффективности создания государственного антикоррупционного органа газете “Время новостей” рассказал Георгий Сатаров, президент фонда “ИНДЕМ”:
-- Если создается очередной консультативный орган, то больших перспектив я в этом не вижу. Все будет зависеть от того, какие будут полномочия этого нового органа, где будет его место в структуре власти, и из каких структур будут для него подбираться сотрудники. В идеале это должен быть совершенно самостоятельный орган, на уровне самостоятельности Счетной палаты или Центризбиркома. Я имею в виду законодательной самостоятельности. Этот орган должен утверждаться не указом, а законом. В противном случае подобный орган будут делать какие-то толковые разработки, дальше это будет попадать президенту, от президента это будет попадать к президентским или правительственным бюрократам. В результате соответствующие антикоррупционные законы, поступающие в Думу, станут абсолютно не похожие на предложения, сделанные изначально и утвержденные президентом. Впрочем, безусловно положительна в концепции создания нового органа попытка выявить причины и условия возникновения коррупции, а не борьба с конкретным коррупционером. Но, в любом случае, какие бы меры для этого ни использовались, быстрого избавления от коррупции не бывает.

Ирина СКЛЯРОВА, Иван ГОРДЕЕВ –

Время новостей

ВОПРОС ДНЯ: Поможет ли совет борьбе с коррупцией?

Владимир Путин подписал указ о создании Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией. Какие первоочередные шаги можно посоветовать принять государству?

Почему-то, говоря о коррупции, делают акцент на чиновников. Но в коррупционном процессе участвуют две стороны! Нужна правовая основа, которая не только регламентирует действия госслужащих, но и жестко наказывает провоцирующих коррупцию. Кроме этого необходимо создавать атмосферу нетерпимости к коррупционерам с помощью широкой огласки дел о коррупции, кампании в СМИ.
Александр Турчинов - завкафедрой Российской академии госслужбы при президенте РФ

Цель нашего движения - поиск и продвижение во власть людей с высокими нравственными ориентирами. Во-первых, мы смотрим биографию человека. Во-вторых, предлагаем подписать ему "Кодекс чести участников движения, изъявивших намерение участвовать в работе органов государственной власти и управления". Движение берет на себя обязанность организовать общественное осуждение и общественное преследование тех, кто не соблюдает кодекс.
Сергей Посохин - председатель политсовета Народного движения против воровства и коррупции

Сейчас общество просто не может функционировать без коррупции. Чтобы переломить ситуацию, нужны кардинальные подходы. Один из них - хартия предпринимательской этики, в которой как можно детальнее прописано все, касающееся коррупции. К хартии должны присоединиться все предпринимательские объединения. А государству нужно дать возможность предпринимателям жить честно. Например, снижая налоговое бремя.
Илья Хандриков - предприниматель, член президиума "ОПОРы"

Один из первых шагов - наведение порядка с госзакупками. Это один из основных источников коррупции. Согласно исследованию под руководством [директора Экспертного института Евгения] Ясина, здесь можно было бы сэкономить до 1,5% ВВП (в этом году это около 200 млрд руб. ) Требуется проведение действительно открытых конкурсов по госзакупкам, широкое информирование об их результатах. Например, если для "Электронной России" закупаются компьютеры, нужно опубликовать, каких компьютеров сколько купили и почем обошлась одна машина.
Евсей Гурвич - заместитель руководителя Экономической экспертной группы

Сейчас есть много антикоррупционных законов. Необходимо принять меры, чтобы они начали работать, а не лежали в столах. Полезно будет, если с десяток дел по коррупции дойдет до судов и по ним будут приняты решения, которые предадут огласке. Я имею в виду не большие пафосные дела, а обычные дела чиновников средней руки, про которых постоянно сообщают: "пойман взяточник", - а потом неизвестно, что с ним стало. Да и сама пропорция "100 дел возбуждается - 10 доходит до суда - по одному выносится приговор" должна измениться.
Елена Панфилова - директор российского подразделения Transparency International

Опрос подготовил Антон Осипов -

Ведомости

От редакции Ведомостей: Игра в коррупцию

Президент создал при себе Совет по борьбе с коррупцией, совещательный орган, призванный содействовать президенту в определении государственной политики по отношению к коррупции. До этого президент затребовал от правительства план системной борьбы с причинами явления. Такой план был немедленно скроен из материалов по административной реформе.

Но Владимир Путин - на фоне развивающегося дела "ЮКОСа" - стал подчеркивать, что виноваты обе стороны - и те, кто дает, и те, кто берет. Президенту, видимо, важно было отобрать антикоррупционную инициативу у либералов и бизнеса и обозначить ее как приоритет власти. Это обстоятельство накануне выборов еще раз подчеркивается созданием президентского совета.

Зачем еще нужен такой совет - трудно сказать. Сергей Степашин председатель Счетной палаты, вчера отметил, что создание новых контрольно-государственных структур по борьбе с коррупцией не является панацеей. Зато коррупция - бездонный предмет для совещаний. Существуют социологические, экономические и культурологические исследования. Есть оценки объема коррупционного "рынка" - исследование фонда "ИНДЕМ" и Transparency Interna-tional по 40 российским регионам. Есть данные по коррупционной емкости отдельных "секторов" - например, автоинспекции и системы госзакупок. Есть исследование Высшей школы экономики о затратах родителей на систему поступления в вузы. Есть данные опросов о том, сколько должны получать чиновники, чтобы снизить для них притягательность коррупции.

Есть исследования о том, как коррупция мутирует, принимая форму цивилизованных взаимоотношений покупатель - продавец административного ресурса. Существует уже целый сектор услуг, легально обслуживающий неформальные взаимоотношения бизнеса и власти. Наконец, есть репрессивный опыт Китая и опыт планомерного выявления взяточников в Италии.

Можно заказать и новые исследования, но, судя по ежегодным посланиям Федеральному собранию, глубокое и верное понимание проблемы было у президента уже давно. Именно поэтому создание перед выборами антикоррупционного совета воспринимается с тревогой - как сигнал о том, что слова уже не помогают, что пора начинать процесс поиска виноватых. Между тем еще в 2002 г. (и это к вопросу о понимании) Путин произнес золотые слова о том, что коррупция - "не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод".

Ведомости

25 ноября, 2003 г.