• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У нефтяников пошли дела. Расколет Ходорковский РСПП? Мирный договор

У нефтяников пошли дела. Уголовный вал все выше

Характер все более неприкрытого, острого и скандального противостояния приобретают события вокруг ЮКОСа. Если политическая элита вовсю рассуждает в связи с этим о «предвыборном наступлении питерских силовиков», то официальные комментарии до недавнего времени, по сути, отсутствовали. Что фактически подтверждало догадки об обострившемся конфликте в президентском окружении. До вчерашнего дня лишь вице-премьер Виктор Христенко выразил надежду, что правовая ситуация прояснится как можно скорее, иначе будет нанесен ущерб рынку. Вчера на эту тему высказался уже премьер.

«Такая форма, как арест по подозрению в экономических преступлениях, является чрезмерной мерой, есть достаточно других преступлений, где арест является необходимым», -- заявил он журналистам в ходе визита в Якутск. Вместе с тем Михаил Касьянов подчеркнул, что вопрос о выборе меры пресечения находится в компетенции правоохранительных органов. «Я не подвергаю сомнению этот принцип, но считаю, что в отношении экономических преступлений такая форма, как арест, чрезмерна», -- сказал глава кабинета министров, имея в виду арест Платона Лебедева.

Источник в правительстве в свою очередь заявил, что «здравомыслящая часть администрации президента и правительство считают, что похвальное дело борьбы с коррупцией не должно наносить вред российской экономике». Он же сказал, что «докажут вину г-на Лебедева или нет, но негативные последствия уже очевидны».

Характерно, что и среди представителей «питерской элиты» отсутствует сколько-нибудь единодушная поддержка акции силовиков. Высокопоставленный политик, традиционно относимый к питерским соратникам Владимира Путина, на днях весьма негативно оценил произошедший арест.

При почти уже единодушном мнении, что вся эта история имеет политические и коммерческие, а не правовые корни, перспективы ее завершения, соответственно, связывают с политическим (читай: президентским) решением. На собственно же правовом поле схватка может идти в режиме нон-стоп, причем все агрессивнее, поскольку хозяйственные споры мгновенно переводятся в разряд уголовных дел. И вал этих уголовных дел становится все выше.

Вчера представители Генпрокуратуры подтвердили информацию о начале проверки заявления главы госкомпании «Роснефть» Сергея Богданчикова, которое, не исключено, может стать поводом для возбуждения еще одного, уже пятого по счету уголовного дела в отношении менеджеров ЮКОСа. Речь идет о конфликте между двумя этими нефтяными компаниями по поводу списания 19% акций предприятия «Енисейнефтегаз» (ЕНГ) в пользу ЮКОСа со счетов Anglo-American Oil company (ASOC), подконтрольной «Роснефти». По версии представителей «Роснефти», злополучные акции были, по сути, украдены менеджерами ЮКОСа «с вопиющим нарушением норм российского и международного законодательства и цинизмом» и «пользуясь коррумпированностью некоторых представителей судебных органов власти России». Представители самого ЮКОСа вчера заявили, что считают сделку с акциями ЕНГ «абсолютно законной и прозрачной», и в свою очередь выступили с обвинениями в адрес «Роснефти». По их мнению, если компания г-на Богданчикова с чем-то не согласна, то ей следовало бы обращаться в арбитражный суд, а не в Генпрокуратуру, «игнорируя цивилизованную практику». При этом они отметили, что, судя по всему, таким образом «Роснефть» использует административный ресурс для получения необоснованных конкурентных преимуществ. Впрочем, представители обеих компаний не стали связывать их конфликт с задержанием Платона Лебедева: сделка, о которой идет речь, начиналась еще в апреле, списание акций было произведено 18 июня, а заявление в прокуратуру г-н Богданчиков подал больше двух недель назад. Но все же известно об этом стало именно в разгар нынешней схватки. Так же, как и еще об одном громком нефтяном деле.

Повестки о вызове на допрос сразу более 60 руководителей и ответственных сотрудников ряда нефтяных компаний России, как стало известно газете «Время новостей», на днях выписал Следственный комитет (СК) при МВД РФ. Связано это с масштабным милицейским расследованием о сомнительных сделках с активами «Зарубежнефти» и «Северной нефти». На допросах уже побывал глава первой структуры Николай Токарев, в ближайшее время в СК ждут Александра Самусева -- до 16 июня он возглавлял «Северную нефть», а ранее занимал посты замглавы ЮКОСа, замглавы Минфина и замглавы Минтопэнерго. Не исключено, что по этому делу следователи вновь пообщаются с Михаилом Ходорковским, а также Андреем Вавиловым. Правда, последний сейчас является членом Совета Федерации, и допросить его будет непросто.

Начало этому расследованию положило обращение представителей «Зарубежнефти». В прошлом году новые руководители компании, в том числе Николай Токарев, написали заявление в ГУБЭП МВД о том, что в результате ряда афер, совершенных при прежнем руководстве, «Зарубежнефть» потеряла порядка 100 млн долларов.

СК возбудил по этим фактам уголовное дело, и сейчас, по нашим данным, следователей интересует несколько эпизодов, где фигурируют ряд банков и такие нефтяные компании, как «Северная нефть», «Зарубежнефть», ЮКОС и др. Один из них относится к 1997 году, когда «Зарубежнефть» взяла в банке «Империал» два кредита почти на 10 млн долл. В качестве обеспечения банку были переданы облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ), принадлежавшие «Зарубежнефти». По данным СК, потом «Зарубежнефть» кредиты вернула, но ОВГВЗ ей назад не поступили. (Более подробно об этом газета «Время новостей» писала 14 марта 2003 года.) Еще больше вопросов у следователей вызвали сделки, напрямую связанные с деятельностью «Северной нефти», «Зарубежнефти» и ЮКОСа.

«Зарубежнефть» в свое время получила 10% акций «Северной нефти», внеся в ее уставной фонд 5 млн долл. Также «Зарубежнефть» выдала «Северной нефти» через банк «Империал» кредит в 21 млн долл. Однако, как установил СК, потом структуры бывшего замминистра финансов Андрея Вавилова купили у «Зарубежнефти» 10% акций «Северной нефти» всего за 12 млн руб. (по тому времени -- около 400 тыс. долл.), что вызвало подозрения у милиционеров. Тем более что позже г-н Вавилов продал целиком всю «Северную нефть» компании «Роснефть» уже за 600 млн долларов.

Не все ладно, как выяснили в СК, было и с кредитом в 21 млн долл. В его обеспечение «Северная нефть» выдала «Зарубежнефти» свои векселя. Векселя постепенно погашались, но в прошлом году «Зарубежнефть» произвела странную сделку. Она передала векселя «Северной нефти» на 7 млн долл. фирме «Финансовая компания «Вексельная», которая расположена в здании Промсвязьбанка. А та отдала эти векселя компании ЮКОС-М, взяв взамен векселя Доверительного и инвестиционного банка (ДИБ) (одним из его акционеров является ЮКОС, и 1 июля в банке прошли масштабные обыски). Далее «Финансовая компания «Вексельная» обменяла векселя ДИБ на ценные бумаги Промсвязьбанка и передала их «Зарубежнефти», расплачиваясь ими за векселя «Северной нефти». И теперь следователи пытаются выяснить, зачем «Зарубежнефти» надо было обменивать ликвидные векселя «Северной нефти» на бумаги Промсвязьбанка.

11 июня СК в рамках этого расследования провел масштабные обыски в офисах «Северной нефти» в Орле и Москве, где изъял документы. А на следующей день на дверях этих помещений появились таблички «Приемная члена Совета Федераций РФ Вавилова А.П.». После этого сенатор Вавилов отправил ряд телеграмм и писем главе МВД Борису Грызлову и Генпрокурору Владимиру Устинову, заявив, что следователи незаконно провели обыски в его рабочих кабинетах.

И вот уже на днях сотрудники СК отправили 60 повесток с вызовами на допрос высокопоставленных работников «Северной нефти» и «Зарубежнефти». Самыми заметными персонами среди них являются Александр Самусев и финансовый директор «Северной нефти» Вадим Теремец. Двое последних пока к следователям не являются, а глава «Зарубежнефти» Николай Токарев, по нашим данным, заявил, что обмен векселей «Северной нефти» на векселя Промсвязьбанка был выгоден его компании. Также наши источники в спецслужбах не исключают, что в ближайшее время по поводу вексельной сделки они могут пообщаться и с некоторыми руководителями ЮКОСа, включая Михаила Ходорковского.

В «Роснефти», которой сейчас и принадлежит «Северная нефть», вчера от комментариев отказались. Неофициально же в компании нам рассказали: «Это все прошлая жизнь «Северной» нефти», события происходили до покупки компании «Роснефтью». Самусеву мы предложили новый контракт, но он сам отказался, и с 19 июня «Северную нефть» возглавил Нестеренко. Сейчас мы уладили большинство конфликтных моментов по «Северной нефти», в том числе и с ЛУКОЙЛом, но, конечно, некоторые проблемы, в том числе связанные с долговыми обязательствами «Северной нефти», остались. Со следственными органами мы активно сотрудничаем, поскольку сами заинтересованы в объективном расследовании».

«В свое время «Зарубежнефть» попросила «Империал» выдать «Северной нефти» кредит в 21 млн долл., -- рассказал в свою очередь газете «Время новостей» президент банка «Империал» Владимир Форосенко. -- В качестве обеспечения кредита они выдали нам векселя «Империала». Позже «Зарубежнефть» нашими акциями погасила долг, а «Северная нефть» проценты по кредитам «Империалу» так и не заплатила. С пенями долг составляет уже 35 млн долл. Мы боремся за эти деньги через суды».

«Не хочу ковыряться во всем этом дерьме. Этим любят заниматься сотрудники Следственного комитета, вот к ним и обращайтесь», -- заявил нам Николай Токарев. Андрей Вавилов оказался вчера для комментариев недоступен.

"Время новостей"

Расколет Ходорковский РСПП?

В среду бюро РСПП будет обсуждать ситуацию вокруг задержания акционера ЮКОСа Платона Лебедева. По информации ГАЗЕТЫ, у Михаила Ходорковского есть шанс получить поддержку, если ему хватит мужества напрямую обратиться к коллегам за помощью. Не исключено, что в этом случае РСПП попросит Генпрокуратуру изменить арестованному бизнесмену меру пресечения. В противном случае он рискует столкнуться с расколом в РСПП.
'Изменить меру пресечения'
Крупному бизнесу потребовалась неделя, чтобы решиться проявить солидарность по отношению к арестованному акционеру ЮКОСа Платону Лебедеву. Настроения в бизнес-сообществе члены бюро РСПП описывают словами своего коллеги - главы 'Объединенных машиностроительных заводов' Кахи Бендукидзе, который любит повторять: «Все мы либералы, когда дело не касается нас самих». Подставляться не хочет никто. «Максимум, на что нас хватит, это написать обращение в Генпрокуратуру с просьбой изменить меру пресечения Платону Лебедеву», - заявил ГАЗЕТЕ не самый пугливый капитан российского бизнеса.

Впрочем, и эта инициатива пока под вопросом. В бюро РСПП нет единого мнения о том, как следует поступить в этой ситуации. 'РСПП сейчас на грани раскола', - заявил ГАЗЕТЕ один из лидеров профсоюза олигархов. 'Последние события с письмом Вольского - Дерипаски Владимиру Путину сильно осложнили отношения внутри руководства РСПП', - заявил источник ГАЗЕТЫ.

Письмо раздора
Главная идея письма касалась 'нетрадиционного использования' резервов Центрального банка России. Авторы предложили привлекать ресурсы ЦБ 'для инвестирования в создание и приобретение крупных производств в России и за рубежом'. В переводе на общедоступный язык это означает - бизнес за государственные средства.

Кроме того, этот вопрос так или иначе касается всех. Однако Вольский не счел нужным обсудить его с членами РСПП, нарушив таким образом договоренность о том, что ни один предприниматель не имеет права высказываться от имени всего союза. Если идти по этому пути, то практически каждый член РСПП сможет вносить любые письма президенту от имени всего Союза.

Чуть позже глава РСПП Аркадий Вольский признался, что письмо, написанное им президенту Владимиру Путину, содержит лишь 'его личное представление о возможностях ускорения экономического роста в России'. Сегодня предприниматели потребуют дополнительных разъяснений по этому поводу.

И арест акционера ЮКОСа, и письмо Вольского могут еще больше расколоть ряды бизнесменов. Одна группа настаивает на том, чтобы не защищать Платона Лебедева: зачем рисковать своей репутацией в коридорах власти ради чужого бизнеса? Корпоративная солидарность может быть проявлена, только если к ним обратится сам глава ЮКОСа, поскольку в этом случае он взял бы на себя определенные обязательства.

Например, потребовать от Ходорковского, чтобы он 'не устраивал конфронтаций с властью на политическом поле'. Речь идет о политических амбициях главы ЮКОСа. Он заявил, что треть Думы должна быть оппозиционной, а в его активе - 'контрольный пакет' нижней палаты парламента, на который он готов был выделить крупную сумму денег.

Касьянов защитил Лебедева
Правда, парламент 'продаваться' не захотел. Вчера спикер Госдумы Геннадий Селезнев призвал правоохранительные органы выяснить, 'откуда за 9 лет в России появилось столько миллиардеров'.

Зато на защиту ЮКОСа встало правительство. Премьер-министр Михаил Касьянов считает, что арест человека по подозрению в совершении экономического преступления - это, возможно, неадекватная мера. 'У нас есть достаточно других преступлений, связанных с угрозой жизни, где такую меру нужно применять, а в отношении экономических преступлений это неоправданно', - заявил вчера Касьянов, отвечая на вопросы журналистов в Якутске. В то же время премьер отметил, что любые подозрения в совершении экономических преступлений необходимо расследовать. Такое право у правоохранительных органов есть, и 'к этому нужно относиться с пониманием'. А несколько часов спустя Российский фонд федерального имущества признался, что у него нет претензий к МФО 'Менатеп' относительно 20-процентного пакета акций предприятия 'Апатит'. Напомним, что Платона Лебедева задержали по подозрению в хищении именно этого актива.

Таким образом, если сегодня письмо в защиту Лебедева подпишут не все члены бюро РСПП, вопрос единства крупного бизнеса будет поставлен под сомнение.

"Газета"

Мирный договор

«Ведомости» в редакционной колонке пишут сегодня:

Борьба за ресурсы (прежде всего административные) между группами олигархов и чиновников вновь обострилась до такой степени, что в разнос может пойти вся система.

В стране вновь остро дискутируется вопрос о том, как классифицировать богатства крупных бизнесменов. Опять звучит мнение, что это не личные деньги предпринимателей, которые они вольны тратить по своему разумению, а разворованное народное добро. Именно так можно интерпретировать заявление главы Счетной палаты Сергея Степашина по поводу покупки Романом Абрамовичем лондонского футбольного клуба Chelsea. По мнению Степашина, Абрамович бросил "вызов всей стране": он не имел права тратить народные деньги, волей случая ставшие его собственными, на дорогую английскую игрушку. Та же классификация применяется и в случае с одним из активов МЕНАТЕПа - мурманским ОАО "Апатит".

Понятно, что различные группы чиновников пользуются такой классификацией весьма избирательно. Никто из власть имущих не готов объявить всю приватизацию 90-х гг. грабежом социалистической собственности. Но в пылу борьбы они забывают о нескольких обстоятельствах.

Во-первых, хорошо это или плохо, но вся система бизнес-бюрократических группировок обеспечивает рост российской экономики, формирует ее инфраструктуру (за неспособностью государства исполнять эту функцию) и является связывающим звеном с мировыми рыками. Разрушение каждой из частей системы (а не ее последовательная реформа) скажется отрицательно на всей экономике.

Во-вторых, народ, к которому апеллируют противники отдельных олигархов, не склонен подходить к вопросу избирательно. Многие в стране действительно считают, что крупный бизнес обогатился за счет народа. Но и разницы между разными группировками олигархов и чиновников и их подвигами во время приватизации середины 90-х гг. народ не видит. Потому что этой разницы нет.

В интересах чиновников и, конечно, самих бизнесменов была бы окончательная легализация капитала, некое всеобъемлющее мировое соглашение. По справедливости олигархам следовало бы заплатить и принять новые правила игры. Однако в нашем случае честный договор такого рода вряд ли возможен - незаинтересованных сторон во власти у нас, кажется, уже давно не осталось.

"Ведомости"

9 июля, 2003 г.