• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Западные инвестбанки хотят заработать на слияниях в российской "нефтянке"

Многомиллиардное слияние двух крупных российских нефтяных компаний ЮКОС и Сибнефть привлекло внимание западных инвестиционных банков к консолидации в российской нефтегазовой отрасли, которая обещает стать хорошим источником доходов в условиях стагнации традиционных рынков.

От такого интереса западных банков выиграют, прежде всего, российские компании. По мере того, как будет увеличиваться количество сделок по слияниям и поглощениям, реструктуризации компаний и привлечению средств на международных долговых и фондовых рынках, размер комиссионных инвестбанков будет падать. Это будет связано как с ужесточением конкуренции за российских клиентов, так и с общим снижением российских рисков.

Объем активности в области слиянии и приобретений в России за последние несколько лет резко возрос. Так, по данным аналитической конторы Dealogic, в 2001 году он составил $4,9 миллиарда, а в 2002 году сумма сделок превысила $9,3 миллиарда.

С другой стороны, контракты даются иностранным банком уже не так легко.

Citibank стал единственным западным банком, которому удалось принять участие в сделке ЮКОСа и Сибнефти, в результате которой была создана четвертая по величине в мире нефтяная компания. Citibank получил мандат на оценку сделки стоимостью в $35 миллиардов со стороны Сибнефти.

Citibank также в этом году помог Сибнефти разместить облигации на сумму $900 миллионов.

Источники, близкие к сделке, говорят, что ЮКОС пока не нанимал инвестиционный банк в качестве консультанта. Однако ожидается, что компания и ее главный акционер - группа Менатеп - сделают это в ближайшее время.

Банки, близкие к ЮКОСу, в последнее время буквально обивают порог российской компании в попытке получить мандат на участие в сделке, говорит один банкир. Однако некоторые специалисты полагают, что ЮКОС вряд ли будет привлекать общего консультанта, ограничившись распределением различных составляющих сделки между разными банками.

ТЕРПЕНИЕ ОКУПАЕТСЯ

Более того, российские клиенты прекрасно понимают, что в условиях мирового инвестиционного спада они являются одними из наиболее привлекательных клиентов, и начинают диктовать свои условия банкам.

"Русские знают, что это именно тот бизнес, который позарез нужен банкам, так что они предлагают относительно немного", - сказал представитель одного финансового института, добавив, что много денег на России, как многие надеются, заработать не получиться.

Эндрю Вуд, бывший посол Великобритании в России, а ныне советник одной из западных компаний, полагает, что инвестиционные банки уже некоторое время пристально следят за Россией.

"Это именно та страна, где серьезные инвестиционные банки видят возможности для бизнеса, особенно с учетом того, что в других странах дела идут не так уж и хорошо", - считает он.

В частности, в России есть спрос на независимую экспертную оценку стоимости, то есть на советников по финансовой части, добавил он.

По словам другого банкира, Citigroup, UBS Warburg, Credit Suisse First Boston и Deutsche Bank, - банки, которые не ушли из России после дефолта 1998 года, сейчас занимают самую выгодную позицию на рынке и заключают самые выгодные сделки.

Citigroup, ведущий советник по слияниям и приобретениям в России в 2002 году, принимал участие в качестве консультанта в четырех подобных сделках, в том числе, в приобретении ТНК и Сибнефтью за $1,86 миллиарда госпакета акций нефтяной компании Славнефть, а также в приобретении ЮКОСом за $150 миллионов акций литовской Mazeikiu Nafta.

И все же конкуренция нарастает. Ведущие американские игроки в этой сфере, например Goldman Sachs за последние полгода серьезно увеличили свое присутствие в регионе, добавил он.

Citigroup говорит, что начала укреплять позиции в России два года назад.

КОНСОЛИДАЦИЯ ПРОДОЛЖИТСЯ

"Я ожидаю продолжения активности в сфере слияний и приобретений, причем по крайней мере одна или две крупные сделки состоятся в ближайшие 12 месяцев", - говорит Джулиан Мюльхрест, управляющий директор департамента энергетики Citigroup.

Консолидация получила серьезный импульс два месяца назад, когда британская ВР объединила российские активы с ТНК и создала за $6,75 миллиарда третью по величине нефтяную компанию в России.

Западный интерес к российскому нефтяному сектору заставил шевелиться местные компании, считает Павел Кушнир, аналитик Объединенной финансовой группы. А высокие цены на нефть дали им средства для того, чтобы начать поглощения, добавляет он.

Другим фактором активности в области слияний и приобретений является то, что российским холдингам нужно разобраться и систематизировать свои сложные и подчас запутанные активы во многих секторах, говорит Вуд.

"У некоторых таких групп система активов иногда построена без особой логики, и вопрос концентрации рано или поздно неминуемо встанет", - полагает он.

По прогнозу Кушнира, после серии слияний и поглощений в России останутся три основные нефтяные компании - ЮкосСибнефть, ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР.

Аналитики и менеджеры инвестиционных фондов называют в качестве следующего крупного объекта покупки четвертую по величине российскую нефтяную компанию Сургутнефтегаз. Акции Сургута за последнюю неделю взлетели почти на 40 процентов. По мнению некоторых аналитиков, это может означать, что руководство Сургутнефтегаза набивает ей цену перед грядущим предложением, которое может поступить либо от крупной западной, либо российской нефтяной группы.

Из более мелких нефтяных компаний некоторые участники рынка называют в качестве возможного объекта приобретения Татнефть, особенно с учетом ее низкой и привлекательной цены для инвесторов на данный момент.

Рейтер

24 апреля, 2003 г.