• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Все дело в том, что наши люди не любят менять место жительства

По просьбе редакции OPEC.ru Правительство рассмотрит в четверг основные направления политики на рынке труда, вопрос о разграничении доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы комментирует Наталья Васильевна Акиндинова

Наталья Васильевна, правительство планирует рассмотреть основные направления политики на рынке труда в 2003-2005 годы. В связи с этим, Минтруда подготовило соответствующий доклад, согласно которому в России наблюдается резкое падение производительности труда, качество кадров низкое, а безработица, как предполагается, будет только расти. На Ваш взгляд, с чем связаны подобные негативные тенденции?

Что касается производительности труда, то действительно, она растет очень низкими темпами - притом, что темпы ВВП не очень высокие, а занятость увеличилась в последние несколько лет, и темпы производительности труда падали. Хуже всего то, что темпы зарплат при этом значительно превышали темпы роста производительности труда. Таким образом, издержки предприятий на оплату труда повышались без увеличения эффекта от использования рабочей силы. При тенденции к росту занятости, соответственно, снижалась безработица, и, на мой взгляд, действительно, даже в ближайший год весьма вероятен перелом от роста занятости к ее сокращению с целью уменьшить издержки на рабочую силу, которые сейчас достаточно высоки. Это действительно может вызвать рост безработицы. Такая тенденция уже проявилась в этом году на крупных и средних предприятиях, где занятость уменьшилась.

Если мы коснемся проблемы российских градообразующих предприятий, ориентированных еще на советскую экономику и неэффективных в современных условиях: что делать с теми гражданами, которые потеряют работу вследствие остановки этих предприятий?

Эта проблема действительно серьезная, это один из тех факторов, который вынуждал в первую очередь местные власти, ну и в целом государство, продолжать поддерживать экономически неэффективные предприятия с той целью, чтобы социальная обстановка не ухудшалась. Поскольку действительно в наших условиях трудовая миграция не развита по объективным причинам.

По каким же?

В первую очередь – это неразвитость рынка жилья и жилищных услуг, и отсутствие у наших граждан привычки к смене места жительства. Здесь и институт прописки играет свою роль. Но, на мой взгляд, большую роль играет именно отсутствие у населения готовности к смене места жительства. У людей нет привычки искать работу в другом регионе, снимать жилье.

В случае повышения мобильности трудовых ресурсов, возможно ли их перераспределение в более развитые в экономическом плане населенные пункты? И какие опасности возникают в этом случае?

Безусловно, я считаю это возможным и, в конечном счете, так и будет происходить. Мобильность трудовых ресурсов увеличится, и они будут перераспределяться. Но это, понятно, будет грозить затуханием экономической активности в определенных регионах.

У нас сейчас нелегальная трудовая миграция сосредоточена в основном по направлению к наиболее крупным центрам – в первую очередь, люди стремятся в Москву, в другие крупные мегаполисы.

У нас нелегальная трудовая миграция развита, но в меньшей степени это относится к гражданам России. Прежде всего, развита миграция из других стран СНГ, но в любом случае это делает более гибкими издержки на рабочую силу.

Каковы положительные последствия трудовой миграции из стран СНГ?

Преимущества в том, что рабочая сила из более бедных регионов менее требовательна к оплате труда. Если бы этой миграции не было, то темпы роста зарплаты могли быть еще более высокими. Трудовая миграция делает рынок труда более «рыночным» с точки зрения цены рабочей силы.

Министр труда и социального развития Александр Починок внес предложение, чтобы пособие по безработице было привязано к страховым выплатам. Как Вы это прокомментируете?

Это заявление сделано в рамках обсуждения налоговой реформы, одной из мер которой предусматривается снижение ставок ЕСН, которые, естественно, приведут к сокращению поступлений как в социальные фонды, так и в бюджет, откуда финансируется выплата пособий по безработице. Соответственно потребуется сокращение социальных расходов. В связи с этим высказано предложение часть социальных расходов переложить с государственных структур на страховые и тем самым заменить обязательные взносы на добровольные взносы работодателей и работников. Таким образом, размер пособия по безработице каждого работника будет зависеть от прошлого места работы, его отношения со своим работодателем. На мой взгляд, это в целом может несколько дестабилизировать ситуацию с выплатой пособий по безработице. Лучше изыскать возможности сохранить хотя и небольшие, но государственные гарантии по пособиям , особенно в условиях возможного риска роста безработицы.
Со стороны государства должны быть гарантии, а добровольное страхование, в том числе и от безработицы, собственно, никто не мешает разрешить и развивать. Я просто считаю, что должна быть некая гарантированная сумма со стороны государства, а если человек больше заботится о своем будущем, он или работодатель могут прибегнуть к услугам добровольного страхования, и тем самым увеличить гарантии на в срок возможной потери работы.

13 февраля 2003

13 февраля, 2003 г.