• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Илларионов хочет лишить правительство оперативности

По просьбе редакции OPEC.ru Г.Греф рассчитал для естественных монополий потолок на три года комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, в сценарных условиях развития экономики на три года, подготовленных Минэкономразвития и отправленных Михаилом Касьяновым на недельную доработку, описаны довольно безрадостные перспективы для монополистов. А именно, среднегодовые темпы повышения тарифов для Газпрома составляют 25%, для РАО ЕЭС – 15-18%, а для МПС вообще в пределах инфляции. Таким образом, у естественных монополий осталась неделя, чтобы что-то изменить. Насколько предложения Минэкономразвития соответствует запланированной реструктуризации естественных монополий? Что будет, если эти нормы повышения тарифов будут приняты в нынешнем виде?

Во-первых, по-моему, с реструктуризацией это никак не связано, про нее просто, по-моему, забыли.
Что касается нового роста тарифов, то 25% на газ это не так плохо, если исходить из прогноза инфляции, который заложен по этому сценарию. То есть опережение инфляции со стороны тарифов на газ достаточно приличное. Более того, если посмотреть на то, как растут сейчас цены производителей, то они растут гораздо медленнее, чем цены потребительского рынка. Причина этого в том, что очень жесткая конкуренция и трудности со сбытом. То есть, с этой точки зрения, формально, если все оценивать как есть, то по газу относительные цены будут расти, я здесь не вижу ничего плохого для Газпрома. Хотя, на самом деле, все что написано, это очень условно, похоже на какую-то игру, потому что, на самом деле, идея планировать рост тарифов на три года вперед, по-моему, достаточно смешная, потому что все придется, я думаю, в реальности регулировать оперативно. Все прогнозы очень относительны, российская экономика не такая легкая для прогнозов, как более устойчивые страны Европы, так что это все похоже на игру. В этой игре мы видим, что правительство намерено увеличивать относительные цены на газ, на электроэнергию, тарифы по перевозкам на уровне инфляции, но если посмотреть на историю после кризиса, то как раз МПС преуспели в наиболее быстром росте относительных цен на свои услуги. А Газпром как раз не преуспел, поэтому ему на эти три года дается компенсация, и с точки зрения долговой зависимости это объяснимо. Газпром на самом деле отягощен долгами очень сильно. Очевидно, что выход из этой ситуации единственный - не кредиты привлекать, а повышать тарифы, заставлять расплачиваться потребителей газа за его долги. Это в какой-то степени справедливо, потому что Газпром делал долги для того, чтобы держать низкие тарифы.
Хотя и эта справедливость относительна. До сих пор не ясны реальные затраты, не проведена реформа в Газпроме. Все это только разговоры.

А как Вы относитесь к предложению Илларионова - утверждать тарифные планы монополистов через бюджет в Госдуме?

Я считаю, что это все глупость. К чему все это, зачем? Чем нужно заниматься - так это повышением прозрачности этих монополий. Это слово короткое, но за этим стоит?
Во-первых, реструктуризация монополий, необязательно приватизация Газпрома и его расчленение, но, во всяком случае, создание системы отчетности, из которой было бы понятно, где идет трансфертное ценообразование, как формируются издержки и т.д. Это первое, что нужно делать.
Второе, очевидно, что влияние на инфляцию тарифы не оказывают, поэтому непонятно, почему в бюджете надо утверждать эти тарифы. Идея-то какая? Поскольку тарифы сильно влияют на инфляцию, то нужно утверждать их для того, чтобы бюджетные показатели были согласованы с политикой в части тарифов. На самом деле, по-моему, уже каждому видно, что они не влияют настолько на инфляцию. Во-первых, уже есть расчеты МЭРТ, которые показывают, что повышение тарифов на 20% на электроэнергию приводит к увеличению затрат промышленности на 5-6%. Наконец, есть просто наблюдаемый факт: тарифы поднимали на электроэнергию и газ в течение и 2001 года, и в текущем году, а цены производителей как отставали в разы от роста цен на потребительском рынке, так и отстают. Значит, никакой инфляции затрат не существует на самом деле.
Конечно, есть небольшая инфляция затрат, которая отражается через тарифы в ЖКХ, а также в части пассажирских перевозок. Если же мы смотрим на цены производителей, то мы видим сегодня 0,2, 0,1, 0,3% рост цен производителей за месяц. Где же эти тарифы, которые мы поднимаем? Они никак не действуют, действуют рыночные факторы, повышение тарифов влияет на рентабельность производства, но не на ценообразование, как и во всем мире.
Если взять энергетический кризис и т.д., то там происходила структурная перестройка промышленных технологий, но это не сказывалось на инфляции. Так же и сейчас в России происходит. Поэтому я не очень понимаю, зачем все это нужно забивать в бюджет и лишать правительство оперативности в регулировании тарифов. Если частные компании имеют операционное пространство менять политику тарифов, повышать, снижать цены в течение буквально одного дня, почему мы должны лишать этого правительство и монополии? Я не очень понимаю. На мой взгляд, это только придаст жесткость, негибкость системе регулирования. Хоть это пока и государственное регулирование, к сожалению. По-моему, это просто глупость.

1 апреля 2002

1 апреля, 2002 г.