• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Минфин изо всех сил ищет деньги. Делает это честно и умненько

По просьбе редакции OPEC.ru Правительство предлагает проиндексировать все акцизы с 1 января 2003 года на 15% комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, правительство намерено с 1 января 2003 года проиндексировать все акцизы на 15%, а так же ввести новый транспортный налог. С чем связано желание властей вводить новые или повышать уже существующие косвенные налоги?

Это делается в рамках бюджета 2003 года, ищут способ, как заменить выпавшие доходы от ликвидации налогов с оборота. Минфин из последних сил ищет как сделать так, чтобы, на дорожное строительство, нашлись деньги, чтобы возместить выпадающие доходы, а выпадают они на региональном уровне, поэтому и пошли разговоры о косвенных налогах.
Индексация акцизов, я считаю, вполне нормальный шаг. Есть инфляция, все акцизы в рублях, ставка фиксирована, поэтому, естественно, индексировать их надо, и это нормально. Это не повышение налогового бремени, это просто сохранение уровня налогообложения.
Что же касается налога на автомобиль, то это, действительно, дополнительный налог, но важно, что это не корпоративный налог, то есть это налог, который не усиливает нагрузку на работодателя или на корпорацию, предприятие. Это очень важно, потому что понятное дело - высокие налоги, прежде всего, душат производственную активность. То есть повышенные корпоративные налоги либо создают серую экономику, либо снижают конкурентоспособность экономики как таковой. Так что, в принципе, это тоже не такой страшный налог: хочешь ездить по дорогам – плати. Я считаю, это нормально.
Была еще идея у Минфина, действительно удвоить акциз на бензин. Это уже не индексация, а просто существенное повышение акциза, но, как я понял, от этой идеи отказались. Это просто мера, которая не пройдет через Думу.

А только ли для того, чтобы закрыть выпадающий оборотный налог, вводятся новые налоги?

Только. Если обсчитать эти инициативы, то они дают 129 млрд. рублей, в то время, как от ликвидации однопроцентного оборотного налога выпадает 179 млрд. рублей. То есть, в принципе, правительство здесь честно себя ведет.

Насколько эффективным будет введение новых налогов?

Плата с машины – достаточно легко собираемый налог. Все машины в ГАИ на регистрации находятся. А индексация акцизов – это мера нормальная. Собираемость от этого не изменится, потому что здесь нет попытки увеличить налоговое бремя.

А напряженность это не вызовет в обществе?

Тут ход довольно хитрый, с массового автомобиля налог будет в среднем 350 рублей в год. Вроде бы нет повода для больших протестов. А большая сумма идет с дорогих иномарок, но это же маленький слой общества. Какие уж тут протесты? Такого быть не может. Так что все продумано.

22 марта 2002

22 марта, 2002 г.