• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я ожидаю не слишком тревожного года. Хотя, может быть, это некоторая беспечность…

По просьбе редакции OPEC.ru В.Путин считает, что 2001 год для России был в целом удачным, однако не удалось выйти на запланированные темпы снижения инфляции комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, пора подводить итоги уходящего года. Каким он был? Чего удалось достичь, а чего нет?

Прежде всего, довольно много было внесено изменений в российское законодательство, правда, в основном все эти изменения будут действовать со следующего года. Можно считать, что большая подготовительная работа была проведена. Были приняты законы по основным направлениям реформ, по существу наберется список из десяти крупных, например, как Земельный кодекс, решений. По налогам продолжилась реформа. Был принят ряд поправок, которые дадут эффект в будущем. Здесь правительство работало на будущее. Президент, можно сказать, мир перевернул своим достаточно последовательным подходом к реформированию.
Наконец, похоже, что разрешилась тяжелейшая проблема по ПРО. Наконец, по всей видимости, получит толчок к развитию нормальных отношений диалог России и НАТО. Есть постепенный уход от пресловутой проблемы по вступлению в НАТО стран Центральной Европы. То есть, решились некоторые серьезные политические разногласия, в которых Россия была оппонентом альянса.
Экономика. Нельзя сказать, что было сделано что-то конкретно кем-то, но, тем не менее, результаты экономические тоже неплохие. Впервые в сельском хозяйстве после долгого перерыва хороший урожай. Может быть, это связано не только с погодой. Возможно, действительно произошли качественные изменения в сельском хозяйстве.
Чего не сделано? На мой взгляд, все-таки недостаточно правительство сделало для того, чтобы гарантировать стабильность российской экономики при любых ценах на сырье. Другим минусом явилось то, что инфляция была достаточно высокой. Ясно, что некоторое количество нефтедолларов потратили, проели, которые нельзя было проедать. Нужно было сберегать более активно. Поэтому не ушли в связи с этим от сырьевой структуры. Я понимаю, что за год этого нельзя сделать, но довольно мало было сделано для того, чтобы уйти от сырьевой структуры российской промышленности. Правда под занавес все-таки президент на Госсовете протолкнул решение по малому бизнесу, то есть, сделал шаг в правильном направлении. К сожалению, никакого не было прогресса в дебюрократизации. Такое впечатление, что правительство ничего делать не собиралось в этом направлении. Что касается этой темы в целом, которая во многом является тормозом развития экономики, то не реформируемая бюрократическая система, к сожалению, она производит коррупцию. Коррупции в России стало не меньше после того, как прошли выборы нового парламента, коррупция осталась в том же количестве. Были попытки провести что-то, указать на проблему, но, тем не менее, системно ничего не удалось. Все по-прежнему. Я имею в виду систему власти.
К сожалению, власть, которая во многом сконцентрирована на уровне президента, это власть, от которой парламент политически зависим, власть, при которой правительство является техническим. Соответственно, достаточно мощные политические группировки пытаются бороться за влияние на президента, который облечен очень большой ответственностью, вынужден играть роль баланса интересов. А такая система и рождает коррупцию. К сожалению, вот здесь прогресса нет. Я понимаю, что очень трудно требовать, чтобы за один год эта проблема была решена, но тем не менее.

А от будущего года чего Вы ожидаете?

В экономике я ожидаю умеренных успехов. Видимо снижение темпов роста российской экономики продолжится, потому что в 2001 году темпы ниже, чем в 2000. В 2002 они будут ниже, чем в 2001. Но все-таки положительный рост, я надеюсь, будет. Произойдет сокращение экономических темпов роста, зато мы увидим не меньшую экономическую активность. То есть, не всегда экономическая активность порождается высокими темпами роста, бывают моменты, когда решаются структурные проблемы, проблемы модернизации. Надеюсь, что это будет годом, когда российский бизнес будет драться за свое место под солнцем. Конкурентное давление очень мощное.
В политике я надеюсь на то, что этот год еще будет годом стабильности, и это поможет модернизации. То есть, я, в принципе, ожидаю не слишком тревожного года. Хотя, может быть, это некоторая беспечность, но, на мой взгляд, трудно предсказывать, какие крупные негативные внутриполитические события, или связанные со слишком негативной мировой конъюнктурой, могут произойти.

25 декабря 2001

25 декабря, 2001 г.