• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НБС – источник опасности

По просьбе редакции OPEC.ru От В.Геращенко отвернулась удача, думцы и правительство хотят, чтобы ЦБ стал зависимым, пишут «Ведомости» комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, вчера на совместном заседании банковского и бюджетного комитетов Думы депутаты встретили жесткое противодействие Виктора Геращенко, который ушел с заседания, сказав, что не намерен слушать «эту абракадабру». Не устроило главу Центробанка, прежде всего, создание Национального банковского совета. В него по проекту закона должно войти три президентских назначенца, три представителя правительства, пять депутатов Госдумы и сам председатель ЦБ. Итого, получается 12 человек. А может быть, Геращенко прав, и управлять ЦБ в условиях слабой экономики и слабой банковской системы должен не такой разношерстный орган?

Там все спуталось. На самом деле, если внимательно посмотреть, то этот Национальный банковский совет управлять не будет, он будет только мешать управлять Совету директоров Центрального Банка.

Почему?

Именно поэтому. Потому что действительно я не очень понимаю, какова ответственность людей, которые будут в НБС. Ответственность совета директоров Центрального банка я очень хорошо понимаю, и я могу вам рассказать, как они отвечают за ошибки. Если возникают какие-то проблемы с последствиями, то руководители Центрального банка первые складывают свою голову, а потом и некоторые члены Совета директоров. И мы хорошо это видели, когда уволили всех после кризиса 98 года, когда уволили Геращенко в 94 году после черного вторника. Вот так они несут ответственность.
Как отвечают члены Национального банковского совета за ошибки, я тоже могу вам сказать - они никак не отвечают. Тем не менее, им дают некоторые возможности воздействовать на политику Центрального Банка.
Но, на мой взгляд, здесь в чем вся шутка-то, что на самом деле они особо ни на что воздействовать не могут, кроме одной вещи: утверждения сметы расходов и системы бухучета по этой смете. Им, согласно внесенным поправкам, будет заведовать НБС, он будет решать по существу вопросы зарплат и премий, вопросы о хозяйственных затратах: машины, котировки, строительство, инвестиционная политика, дома отдыха и так далее. Вот то, до чего хотели дойти очень многие в Думе. Взять под контроль хозяйственную деятельность ЦБ.
А вот что касается утверждения основных направлений, то по большинству люди не замечают, что такое основные направления денежно- кредитной политики. Это ведь документ, не носящий характер закона. То есть если этот закон, скажем, одобрен Национальным банковским советом, то это не значит, что Совет директоров Центрального банка должен следовать буква в букву этим основным направлениям, потому что все-таки оперативное управление и реакция на какие-то оперативные изменения курсовой политики остается прерогативой директоров Центрального Банка. Если в какой-то момент нужно будет рубль как-то сдвинуть, и это не будет соответствовать основным направлениям, то никакой НБС не будет нужен, чтобы это сделать. Поэтому, на самом деле, воздействие банковского совета на денежно-кредитную политику не будет таким однозначным, как кажется.
Но мешать этот совет будет, безусловно. Потому что собрались люди, которые не очень сильно несут ответственность за принятие решений. Но, тем не менее, они – высший орган, в некотором смысле, хотя и не по всем пунктам.
Я не знаю, как там насчет зарплат, но то, что нужно каким-то образом поставить под контроль смету расходов Центрального банка, я согласен. Главное, даже не столько смету, сколько систему бухгалтерского учета, потому что именно через систему бухгалтерского учета Центральному Банку удается, на мой взгляд, проводить достаточно свободную политику в части хозяйственных затрат. А вот зарплату я бы не трогал.
То есть я бы так сказал, что надо каким-то образом договориться о том, чтобы зарплата в Центральном Банке была достойная. Я не против того, чтобы эта зарплата была достойная у чиновников в правительстве, но в Центральном банке это особенно важно. Я опять же не исключаю, что вполне возможно, что Национальный банковский совет не будет заниматься глупостями, урезать зарплату сотрудникам Центрального Банка и пытаться их поставить вровень с чиновниками правительства. Но возможность такая возникает. Поэтому это будет тоже источник опасности.
На мой взгляд, все это не нужно. А что нужно было бы сделать, так это систему бухгалтерского учета, которую сам себе Центральный Банк должен был бы утверждать, например, в Минфине. Это не вмешательство в хозяйственную деятельность, это просто более разумно, потому что тогда Центральный банк будет подконтролен с точки зрения расходования средств. А ведь он расходует на самом деле эмиссионный доход для своего финансирования. Здесь надо было бы чего-то сделать.

Если будет принят закон о ЦБ, это будет означать отставку Геращенко? Он этого не потерпит?

Я не берусь предсказывать. В принципе тут ситуация какая, Геращенко действительно через год, даже уже меньше, чем через год, складывает полномочия просто по Конституции. Новые выборы будут, и кто будет выбран не известно. Понятно, что сложение полномочий происходит в любом случае. А будет ли он принимать решение об отставке в связи с этим законом…
Кто его знает?
В принципе, я поддерживаю Геращенко в этом вопросе, но не могу ему советовать, как поступить, это абсолютно его личное дело.

Но если он уйдет, Вы его поймете?

Я бы не сказал, что пойму. Я не думаю, что нужно так поступать. Тот вариант, который был вчера одобрен двумя комитетами, не катастрофический, потому что все-таки, на мой взгляд, Совет директоров Центрального Банка сохраняет возможность управлять и банковской системой и денежно-кредитной политикой, несмотря на этот Национальный банковский совет. Основные направления денежно-кредитной политики, которые там предполагается утверждать, это не является законодательным документом.
Смотрите. Что такое бюджет для Минфина, утвержденный законом? Это все. Нельзя расходовать средства по-другому. Только так, как записано в бюджете. Что касается основных направлений, то это не так, это не закон. Там написано, что будет плавающий курс, но там же больше ничего не написано. Значит, будет он плавать так, как Совет директоров решит. Там написано, что индикатор денежной массы предположительно вырастет на 24-32%, но если она вырастет на 36% никаких административных последствий не будет. Вот и все.

29 ноября 2001

29 ноября, 2001 г.