• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я не считаю, что Россия должна оправдывать чье-то доверие

По просьбе редакции OPEC.ru В Бостоне открывается ежегодный российский инвестиционный симпозиум комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, В Бостоне открывается 5 Российский инвестиционный симпозиум. С нашей стороны в нем примут участие весьма известные деятели, начиная от Германа Грефа, Татьяны Парамоновой, Ястржембского, Костикова и заканчивая даже Егором Тимуровичем Гайдаром…

Даже! Хорошо звучит. Да это самое ценное, что там будет!

Что это за мероприятие, насколько оно было результативно в предыдущие годы? Как вы его оцениваете?

Это типичный частный коммуникационный бизнес, типа как World Economic Forum, только World Economic Forum повыше уровнем, потому что там эффект настолько велик, что туда даже иногда президент выступать приезжает. Здесь уровень пониже, но тоже достаточно приличный, этот симпозиум проходит уже довольно давно, это пятый. Намерения были, и они остаются такими же, просто это неофициальная встреча официальных лиц, отвечающих за экономическую политику в России с бизнесменами Америки. Американских официальных лиц там не будет. Это общение не на уровне официальных лиц, а сопоставление России и Америки, экономической политики, бизнеса.
Насчет эффективности этого мероприятия. Оценивать не берусь, есть инвестиционный бизнес, и его эффективность не измеряется, потому что на таких встречах контракты не подписывают. Скажем, бывают выставки какие-то, где подписывают контракты, а там просто общаются, завязывают знакомства, там предоставляется свежая информация о ситуации в России.

А стоит ли ожидать каких-то прорывов от этого общения с иностранными инвесторами?

Нет, это достаточно традиционные рамки, прорывов никаких и не будет, это всего лишь один из элементов коммуникаций. Конечно, сейчас условия для этого лучше, чем было раньше, потому что есть определенное экономическое движение в мире, нас связывают общие интересы. Симпозиум пройдет, я так думаю, на очень приподнятой ноте, так же, как, кстати, и Давосский форум в Москве прошел - просто цунами оптимизма.

Но сейчас на информационном поле очень много негатива по фондовому рынку США, по состоянию их экономики…

Ну, это же проблемы Соединенных Штатов.

А не побегут ли инвесторы из США в связи с этим?

Нет, тут ситуация сложнее. Представьте себе, что самые большие деньги вообще в мире так или иначе связаны с Америкой, я имею в виду инвестиционные деньги. И представьте себе, у некоторых фондов это триллионы долларов, не сотни миллиардов, а триллионы долларов. Естественно, что вложены они на 70-80% в Америку, остальная часть в Европе. Представьте себе, что в Америке ситуация ухудшается, то есть это означает, что эти фонды либо на бумаге, то есть в бухгалтерском виде, либо фактически несут потери. Возникает вопрос, должны ли они при этом увеличивать свои вложения в России, которая считается пока рискованным рынком? То есть, инвестиционные риски вложения в России по рейтингу многократно выше, чем в Соединенных Штатах, несмотря ни на что. Возникает вопрос: будут ли эти инвесторы наращивать свои рискованные вложения в Россию? Ответ однозначный – нет.
То есть, какие-то маленькие подвижки могут быть, и они связаны не с тем, что в Америке плохо и надо бежать в Россию, а с тем, что в России лучше, чем было, и значит можно увеличить несколько инвестиционную деятельность здесь. Вот это и происходит. Я надеюсь, что это будет происходить.
То есть, если инвесторы убеждаются шаг за шагом, что есть положительный взгляд на будущее в России, если upgrade происходит, а он случится, видимо, еще раз в конце года, то инвесторы, соответственно, обращают внимание на Россию. То есть, доля средств на Россию будет увеличиваться - это, безусловно, хорошо. Это будет приводить к улучшению показателей фондового рынка. Но это не связано с тем, что ситуация в США ухудшилась.
Да, из Аргентины часть денег может быть переключена на Россию в рамках общего лимита на развивающиеся страны, это правильно, но не из США.

Мы снижаем налоги, проводим другие реформы, но пока инвесторов мало. Что еще не сделано?

Тут нельзя так сказать. Дело в том, что рейтинги присваиваются частными агентствами, рейтинги делаются на основе комплексного анализа информации, то есть очень большого круга макроэкономической информации. Конечно, ключевой вопрос для них – вопрос о том, насколько они уверены в состоятельности экономической ситуации для экономического роста. До сих пор бытовало такое мнение, что на самом деле большие успехи России, рост ВВП, промышленного производства, повышение реальных доходов населения - все это, в основном, эффект хорошей внешнеэкономической конъюнктуры и высоких цен на нефть. Отсюда и устойчивость бюджета, отсюда и экономический рост. Поэтому агентства воздерживались от такого головокружительного повышения рейтинга, хотя и повышали его уже несколько раз.
Но они не уверены. Вот когда опустится цена на нефть, тогда конъюнктура ухудшится, и они посмотрят, что будет с Россией. Они хотят именно это видеть. Плюс, заметим, что совсем недавно правительство показало, что оно способно проводить через Думу достаточно сильные реформистские законы. Но это же только весной! Информация запаздывает. Я хорошо вижу, общаясь с нашими клиентами, что у них идет лаг переваривания этой информации. Летом мы начали говорить, посмотрите, что происходит, ситуация на самом деле коренным образом поменялась, правительство проводит законы, о которых раньше мы могли только мечтать. Да, это воспринято, это воспринято на этом Давосском форуме в России, об этом говорили, на консультативном совете по иностранным инвестициям, об этом вдруг все узнали. Да, это будет отрабатываться, это будет, видимо, положительно оценено. Но есть некий лаг. Естественно, что и агентства тоже отреагируют, но позже. Люди должны быть уверены, что все это неспроста, что это не случайно, что это не высокие цены на нефть, что это целенаправленная работа правительства, прогресс реформ. А это довольно сложно, требуется время.

Сможем ли мы оправдать эти надежды западных инвесторов?

Кто его знает! Но в принципе пока выстраивается, по-моему, вполне работающая система. Много можно претензий предъявлять по разным направлениям, но, тем не менее, система выстраивается. И я бы не сказал, что Россия должна оправдывать чье-то доверие. Сегодняшняя ситуация отличается от того, что было до кризиса. Тогда было авансировано доверие, Россия должна была оправдать его. И не оправдала. Сейчас наоборот, сейчас Россия должна авансировать свои способности, и тогда только появится доверие.

1 ноября 2001

1 ноября, 2001 г.