• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия прошла еще очень маленький исторический путь

По просьбе редакции OPEC.ru Долговой политики пока не будет, в Минфине не все уверены, что она нужна, пишут «Ведомости» комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, коллегия Минфина, на которой планировалось обсудить концепцию управления госдолгом, не состоится. Связано это с тем, что чиновники разных департаментов Минфина не могут придти к единому мнению, нужно ли вообще создавать единый централизованный орган управления госдолгом. Как Вы полагаете, нужен ли этот единый орган?

Проблема совершенно в другом, в принципе. Дело не в органе. Дело в том, что в Минфине управление внешним и внутренним долгом разделено. Поэтому там и существуют очень мощные ведомственные противоречия. И объединить их никак не удается. Касьянов в свое время делал попытку, будучи министром финансов, объединить долг в одном месте, но это не получилось. Пока такая ситуация сохраняется, никакого серьезного управления долгом не будет. И все обсуждения на коллегиях проектов такого рода носят риторический характер.
Вообще-то многие проблемы можно решать, создавая агентство, а можно, и не создавая агентство. Создавать агентство – это большая головная боль. Но в принципе, хорошо созданное агентство существенно снизит издержки по управлению долгом, это очевидно. Понятно, если будут люди, которые будут думать о том, какую политику проводить, как действовать, чтобы оптимизировать обслуживание долга, то, конечно, это будет лучше, чем когда над этим никто не работает.

А сейчас управление госдолгом действительно не удовлетворительно?

А его даже никто не измерял. Россия прошла еще очень маленький исторический путь. До кризиса управления долгом вообще никакого не было, была очень простая стратегия - занимать по максимуму. Потом случился кризис. Теперь новая стратегия – не занимать вообще. Вот две крайности. Поэтому трудно сказать, что Россия от этого теряет, что приобретает.

В этой связи бывший замминистра финансов Андрей Вавилов высказал некоторое недоумение: почему мы досрочно выплачиваем долг МВФ, а не выкупаем еврооблигации, которые в два раза дороже в обслуживании?

Что касается высказывания г-на Вавилова, то на самом деле, тут есть один секрет, насколько я понимаю. Есть две выгоды от досрочного погашения долга. Первая - все-таки этот кредит хитрый. По нему через три года удваивались проценты, и это вовсе будет не дешевле, чем еврооблигации. И вторая выгода - выплачивая досрочно, Россия входит в квоту в уставном капитале МВФ, то есть меньше $8 миллиардов будет должна уже в начале следующего года, а это означает новый уровень отношений с МВФ. Россия практически становится таким же участником, как и Соединенные Штаты, Германия, те, кто не имеет больших займов в МВФ, вернее займов, превышающих квоту. В принципе, у нас обращаться за кредитом нет необходимости. Сейчас у нас больше легкости, чем это было раньше.

А почему Касьянову, как Вы сказали, в свое время не удалось объединить управление долгом?

Он высказывал такую идею, когда был заместителем министра финансов и министром финансов. Сложность связана с тем, что в Минфине работают люди. Что значит объединить? Это значит - объединить людей. Причем так объединить, чтобы работа от этого только выиграла, а не проиграла. Но если не все с этим согласны и потенциально большие противоречия возникают, то мудрый министр не будет идти напролом.

То есть, следует ожидать, что решение данного вопроса и теперь будет отложено?

Я думаю, что будет отложено. Правда, есть один фактор, который подталкивает ситуацию. Он связан с тем, что нужно решать вопрос с Внешэкономбанком. Не реформировать, но решать этот вопрос. Это банк без лицензии, с одной стороны агент государства по внешним долгам, по выплате, по учету, с другой стороны, вроде бы банк, который идет в коммерческую деятельность, старается покупать активы, торговать ценными бумагами, он даже кредитует предприятия. То есть, в конце концов, вопрос должен быть решен, насколько я понимаю. Сейчас к этому все идет, даже собираются на правительстве этот вопрос обсуждать.
Примерно понятно, что могут сделать с Внешэкономбанком: разделить его баланс на две части, на чисто агентские подразделения и на коммерческий банк. И тут сама судьба дает в руки возможность - вот оно, это агентское учреждение, где есть специалисты, может не экстракласса, но специалисты, которые занимались долгом, знают все о нем, правда только о внешнем. И в принципе эти специалисты, наверное, готовы при необходимом дополнительном образовании, обучении, управлять этим долгом. Вот это видимо более подталкивает к созданию такого агентства.

А сколько еще терпит проблема Внешэкономбанка?

Она терпит сколько угодно с экономической точки зрения, но с точки зрения обязательств, которые правительство взяло, а именно по развитию банковского сектора, времени осталось не так много. По-моему, если Центробанк будет выходить из капиталов загранбанков, потом пойдут капиталы Внешторгбанка, то правительству сам Бог велел разобраться с Внешэкономом. Но если вопрос не будет решен, то это не значит, что российская экономика понесет большие потери.

16 октября 2001

16 октября, 2001 г.