• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В США желание покупать имеет огромное значение для экономики

По просьбе редакции OPEC.ru ФРС почти исчерпала потенциал снижения ставок в США, заявил член ФРС комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, в преддверии очередного заседания ФРС США, президент Федерального резервного банка Ричмонда Альфред Броуддус заявил, что ФРС почти исчерпала потенциал снижения ставок, а между тем экономика США дна еще не достигла. Ставка ФРС все-таки может быть еще понижена?

Я думаю, что снижения ставки, которые уже проводило ФРС, на самом деле не преследовали цели стимулирования развития экономики США, а во многом носили психологический характер. Неожиданные решения они обычно принимают тогда, когда нужно психологическое воздействие оказать. И психологическое воздействие, прежде всего, на участников фондового рынка. Потому что цель ФРС - противодействовать очень негативным настроениям, которые складывались на фондовом рынке и вели к неудержимому, подчас обвальному падению индексов.
Рынок есть рынок, там действуют не совсем объективные экономические законы, они там преобразуются в рыночную игру, которой тоже надо попытаться управлять. И это, собственно говоря, ФРС и делала. Понятно, что есть фундаментальные, чисто экономические проблемы в американской экономике, которые действительно привели к снижению прибылей компаний. А все отчеты о снижении прибылей, особенно когда прибыль снижается в масштабах больших, чем это ожидал рынок, создают негативное настроение. И ФРС, противодействуя этим негативным настроениям, проводила такую политику.
Разумеется, это несколько повышает ликвидность рынка в принципе, ведь деньги становятся более дешевыми, но я думаю, что в основном цель была психологическая. И поэтому может быть, поскольку с помощью такого механизма сейчас не удается изменить негативные настроения, ФРС действительно откажется от снижения. Хотя возможно, что еще на один последний шаг, снижение на четверть процента произойдет.
Тут опять вопрос. Если рынки на это возлагают большие надежды, то ФРС это может сделать. Хотя, по-моему, рынки уже больших надежд на это снижение ставки не возлагают. То есть, нет веры, что вот еще снизят ставку, и тогда все пойдет как по маслу. Если это так, то тогда ФРС может и не снизить ставку, потому что, в общем-то, это уже будет бесполезно.

А как себя вообще сейчас чувствует американская экономика?

Что касается здоровья американской экономики, то оно не такое плохое, как многим кажется. Да, она находится в неустойчивом состоянии. То индекс потребительских настроений падает, то вот растет. То сумма продаж чуть-чуть возрастает, то она чуть-чуть падает. Безработица тоже колеблется. Все это свидетельствует о том, что есть действительно неустойчивость, из которой должен быть какой-то выход. Выход в глубокую рецессию не просматривается, нет серьезных объективных причин, потому что все-таки американская экономика одна из самых конкурентоспособных в мире.
Американская экономика первая использовала достижения компьютерных технологий в том, чтобы повысить производительность труда. Это факт. И на самом деле непонятно, почему такая экономика должна использовать какие-то непреодолимые трудности. Но некоторые проблемы есть, которые выражаются в том, что снизились темпы роста.
Так что, действительно, небольшой смысл еще, наверное, на четверть процента учетную ставку снизить. И может быть как раз это американцы и сделают. Хотя они будут следить за тем, насколько это продуктивно.

Но в США при нынешней неустойчивости экономики не наблюдается ускорения инфляции. А в Европе инфляция ускорилась и достигла рекордных уровней за 7 лет. Почему так происходит?

Это связано с тем, что американская экономика в высшей степени конкурентоспособна в настоящий момент. Самое главное - там растет производительность труда до сих пор, несмотря ни на что. И поэтому инфляция не разгоняется, несмотря на то, что деньги довольно дешевы.
В Европе ситуация другая. Экономика не настолько конкурентоспособна и с большим трудом переваривает возникшие в мире проблемы, включая темпы инфляции.

Олег Вячеславович, а как долго, с Вашей точки зрения, будет сохраняться вот это состояние нестабильности в американской экономике?

Это вообще трудно предсказать, это сами американцы предсказать не могут. Официальная точка зрения там такова, что в этом году проблемы в основном будут преодолены. О’Нил, например, заявил, что в следующем году будет достигнут 3%-ный рост экономики. 3% для Америки, это абсолютно нормальный показатель, это свидетельство здоровья экономики. Но это официальная точка зрения.
Рынки, частные структуры более сдержаны относительно прогнозов, то есть они как бы стараются вообще прогнозов не делать, поскольку это довольно трудно.
Проблемы во многом связаны с ощущениями. В Америке вот этот пузырь, который был в марте прошлого года, за год сдулся более чем вдвое. Он в основном, насколько мне известно, привел действительно к бухгалтерским потерям в триллионы долларов, но в основном у мелких инвесторов и в домашних хозяйствах, а не у крупных компаний, которые сумели переложить бремя на мелкого инвестора.
В принципе эта ситуация должна как-то разрешиться, я думаю, что это коренная причина, которая сейчас порождает такие плохие настроения. Соответственно, домашние хозяйства понесли бухгалтерские потери, то есть они какие-то сбережения вложили в акции, которые теперь обесценились. В принципе, можно их не продавать, как бы фиксировать фактические бухгалтерские убытки. Но это, естественно, негативным образом влияет на склонность к потреблению. Разрушает настроение покупать. А в Америке желание покупать имеет огромное значение для экономики. Желание покупать у простых людей.
Это, я думаю, и есть основная причина нестабильности. А если бы все эти долги лежали на корпорациях, на инвестиционных домах, на фондах, то они, конечно, начали бы разоряться. Это было бы гораздо более опасно. А домашние хозяйства не разоряются, они просто зафиксировали бухгалтерские убытки, у них пропал аппетит. Но они могут все это и простить.

19 июня 2001

19 июня, 2001 г.