• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Существует разрыв между общими макроэкономическими успехами и их оценкой инвесторами

На вопросы редакции OPEC.ru отвечает Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, Вы недавно сказали, что имеется ряд макроэкономических показателей, состояние которых пока не позволяет негативно оценивать ситуацию в нашей экономике. То есть все выглядит более или менее пристойно. А что происходит в сфере финансового обращения? Ведь есть ряд индикаторов, на которые мы давно перестали обращать внимание, например, на банковскую ставку, в загоне находится рынок ценных бумаг, рынок акций. Что происходит на этом поле?

Да там вроде тоже ничего тревожного не происходит. Фондовый индекс «ползает» между 160 и 170 по итогам торгов в РТС. Даже несмотря на то, что nasdaq проваливается или опять вырастает. Кстати, возникла некая своеобразная независимость российского индекса от негативного давления Нью-Йоркской биржи. Это новая тенденция. Довольно долго, скажем, с сентября прошлого года Россия двигалась вместе с американским рынком: nasdaq вверх, российский рынок идет вверх, nasdaq вниз, Россия вниз. Причем, когда nasdaq вниз, Россия вниз глубже гораздо, а когда nasdaq вверх, Россия вверх с отставанием.
Но вот сейчас, в течение первого квартала текущего года ситуация изменилась, и Россия становится все более независимой от негативных новостей западных рынков. Это, в принципе, положительная тенденция.
Что касается рынка долговых обязательств, там тоже постоянно идет тенденция роста цен на российские суверенные обязательства, правда не все это быстро происходит.

А если чуть-чуть шире посмотреть? Вот мы сейчас говорим и правительство об этом же заявляет, что во главе угла должны стоять интересы инвесторов, нам нужно улучшать инвестиционный климат. Но насколько масштабы наших рынков удовлетворительны для инвесторов? Насколько интересны объемы торгов, объемы финансового обращения?

Да, рынок маленький. Но, видите ли, он маленький не только потому, что инвесторы не предлагают больших денег. Он маленький просто потому, что довольно мало в России компаний, которые обладают достаточным предложением акций на рынке, это первое. В России вообще на фондовом рынке мало участников, и участники все «хилые» с точки зрения их капитализации и доверия к корпоративному управлению, за исключением буквально нескольких компаний. Конечно, капитализация низкая, если бы капитализация была на порядок выше, то объемы были бы выше. Проще говоря, если бы каждая акция стоила в 10 раз больше, то и капитализация выросла пропорционально чисто арифметически.
Второе. Общий уровень доверия к России сейчас низкий. И если говорить о рисках на Россию, они остаются очень высокими. Это легко проверить, если взглянуть на рейтинг S&P. Это, вообще говоря, довольно низкий рейтинг для России, учитывая, что по макроэкономическим показателям, по всем формальным показателям Россия вполне может рассчитывать на гораздо более высокий рейтинг, выше среднего.

Получается, что существует определенный разрыв между общими макроэкономическими успехами и их оценкой инвесторами?

Да, разрыв между реальным положением дел и оценкой рисков рынков существует очень большой. Связан он, видимо, с тем, что инвесторы просто не готовы оценить Россию более высоко чисто психологически. Причем не только иностранные, но и российские. В том числе, просто потому, что есть память - это ситуация августа 1998 года.
Плюс, инвесторы все-таки оценивают общую ситуацию в России, как не очень стабильную с той точки зрения, что после кризиса пройден еще достаточно короткий трек. То есть правительство должно доказать, власти должны доказать, что эти формальные критерии и показатели, которые сегодня очень хороши у России, что это, вообще говоря, надолго. Да, после кризиса прошло уже два серьезных года - 1999 и 2000-ный, когда правительство и власть показали, что могут выполнять профицитный бюджет, платить по долгам, собирать налоги, контролировать денежно-кредитную политику и обменный курс рубля. Но 2 года, видимо, мало. Нужен больший срок, чтобы такие успехи демонстрировать, тогда, возможно, большие деньги поверят и действительно придут сюда.

А быстрое стимулирование здесь невозможно?

Не думаю, хотя, разумеется, само по себе стимулирование необходимо. В принципе, правительство сейчас как раз этим и занимается. Но я считаю, здесь нужно время. Это тот самый случай, когда время лечит.

13 апреля 2001

13 апреля, 2001 г.