• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Этот год, скорее всего, Россия проскочит, несмотря на очень угрюмую внешнюю ситуацию

На вопросы редакции OPEC.ru отвечает Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, по некоторым показателям за первые месяцы текущего года у нас вроде бы все хорошо: рост производства составил 3,5% от того же периода прошлого года, растут резервы ЦБ, пятимиллирадное сальдо внешней торговли, номинальная заработная плата выросла почти на 50%. Но есть и ряд тревожных вещей: реальная зарплата выросла всего лишь чуть больше, чем на 20% из-за роста потребительских цен. Плюс, непонятная ситуация с инфляцией. Замминистра финансов Улюкаев считает, что в первом квартале инфляция составит 7%, что очевидно больше планируемого. Но Алексей Кудрин упорно говорит, что по итогам года удастся выйти на 12%-14%. Каким образом, с помощью каких механизмов правительство намеревается добиться запланированных показателей?

Тут все смешано. Есть и собственный PR правительства, и реальные показатели. Если говорить об инфляции, то доля правды, в словах Кудрина есть, потому что денежная политика, которая сейчас проводится (за январь-февраль и март), является довольно жесткой. В том смысле, что денежные индикаторы практически не растут. В принципе, это залог того, что в будущем инфляция, безусловно, сократится. Кроме того, он правильно сказал, что есть сезонное снижение инфляции летом, то есть нельзя экстраполировать нынешние темпы на все месяцы вперед. Сезонную инфляцию надо учитывать обязательно.
Но что в сумме получится? Я думаю, что если Центральный Банк будет все время проводить такую жесткую политику, то инфляция в пределах 16% может остаться по итогам года. Я, правда, не уверен, что ЦБ сможет проводить такую политику все время, но посмотрим.

А насколько велик потенциал в этом году для обеспечения показателей, заложенных в бюджет, и достижения какого-то роста?

Если коротко говорить, то я думаю, что в этом году ситуация будет довольно убогой. Промышленное производство в январе-феврале, действительно, немножко выросло, я думаю, что еще месяц-два это еще продолжится, а потом будет спад, спад довольно существенный. И в целом промышленное производство в этом году, дай Бог, чтобы выросло на 2-3%, а валовой продукт на 3-4%.
В принципе, это не так страшно, потому что все-таки это рост. Значит, все-таки у населения реальные доходы вырастут. Да, не так быстро, как это хотелось бы. Это означает, что и бюджет, скорее всего, будет выполнен. То есть, правительство сможет собрать достаточное количество доходов, чтобы не секвестировать статьи, утвержденные законом, и расплатиться по внешнему долгу.
Этот год, скорее всего, Россия проскочит, несмотря на очень угрюмую внешнюю ситуацию. Я имею в виду прекращение мировых темпов роста, прежде всего. Самое неприятное, что это означает падение спроса на российский экспорт, очевидное сокращение физической и ценовой составляющей российского экспорта. Но у России есть резерв, на котором она этот год проработает.

22 марта 2001

22 марта, 2001 г.