• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Коммуникации в интернете стали больше напоминать монологи

Интернет все больше превращается из площадки общения в ораторскую трибуну — коммуникации в социальных сетях утрачивают диалогическое начало. Распространение получили монологи и одностороннее взаимодействие: «вещание» в медиа-«эфире» с помощью постов и визуальных материалов, высказывания ради создания нужного сетевого имиджа, рассылки и другие способы поставить читателя перед фактом. Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Мария Пильгун изучила коммуникативное поведение пользователей Рунета.
16 марта, 2016 г.

Продвинутый уровень пользования интернетом воспринимается молодежью как залог жизненного успеха. Бойкое владение инструментами веб-коммуникации для молодых пользователей Рунета «рифмуется» с повышением качества жизни и достижениями в разных сферах — от личной до профессиональной. Показательно, насколько активно живут микроблог Twitter и социальная сеть «ВКонтакте» — наиболее «молодежные» в плане аудитории ресурсы.

Однако при этом меняется характер коммуникации, отметила профессор департамента интегрированных коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Мария Пильгун. То есть, если еще недавно преобладали диалогическая и полилогическая коммуникативные стратегии (общение с участием двух или нескольких собеседников), то теперь они вытесняются монологическими форматами — неким самодостаточным «вещанием» в интернет-«эфире», которое может иметь разные воплощения. 

«Монологи» характерны прежде всего для информативно-аналитического типа поведения в Сети, пишет Пильгун в статье «Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде», опубликованной в журнале «Вопросы психолингвистики», 2015, т.2 (24). Из всех возрастных групп этот паттерн наиболее присущ молодежи 21-26 лет, которая проявляет самую заметную интернет-активность. Его доля — 57% среди опрошенных молодых людей этого возраста (в основном, это студенты и начинающие специалисты).

Информативно-аналитический тип коммуникативного поведения предполагает очень представительное присутствие в Сети: обилие аккаунтов у пользователя, активное участие в форумах, применение всех опций и технически сложных сервисов интернета. Такие пользователи стараются «повелевать» медиастихией: максимально оперативно собирают информацию, анализируют ее и высказываются в Сети сами. Они используют возможности Рунета по максимуму в разных сферах, начиная от профессиональной, бизнеса, творчества и работы со СМИ и заканчивая туризмом.

Всего исследователь выделила пять коммуникативных паттернов — на основании целей и стиля общения в интернете. Типы достаточно четко «раскладываются» по возрастам: два свойственны молодым людям, три — более зрелой аудитории.

Результатам исследования предшествует напоминание автора о тех аберрациях, которые возникают в сознании фанатичных интернет-пользователей. Последствиями виртуальных идентичностей нередко становятся пренебрежение социальной активностью в реальном мире, поверхностное использование информации, восприятие важных социальных, экономических и политических проблем как информационных шоу и пр. Однако работа посвящена не этим глобальным переменам в сознании, а поведению в Сети.

Исследование опирается на опрос 500 пользователей Рунета, анализ постов популярных блогеров Живого журнала (28 тысяч человек), а также постов наиболее массовых русскоязычных соцсетей: Вконтакте (43 млн пользователей в день), Одноклассники.ru (40 млн обращений в сутки), Мейл.ru, Фейсбука. Респонденты разделены по возрасту на группы: 18-20 лет, 21-26 лет, 27-34 года, 35-55 лет и более 55 лет.

Аудитория, которая любит «вещать»

Пользователи с информативно-аналитическим типом поведения уверенно обосновались в блогосфере: у них обычно не менее пяти аккаунтов в соцсетях и не менее двух аккаунтов в блогах и микроблогах. Они быстро осваивают новые сервисы, пользуются такими опциями, как программирование RSS, настройка интерфейса, рассылки, календари событий и пр. Веб-инструментарий необходим этой группе для наиболее полного и оперативного получения информации, поэтому актуальным становится обращение к профайлам других пользователей, поиск по тематике записей, динамическое построение меню.

Для таких пользователей диалогическая стратегия общения в Сети носит прагматический характер. Они активно участвуют в форумах (читают и пишут отзывы), создают события в социальных сетях, комментируют и оценивают публикации, пишут личные сообщения, отмечают друзей в видео- и на фотографиях. Весь этот арсенал они используют для решения разных задач на различных поприщах. Среди молодежи 18-20 лет такой тип поведения присущ 25% опрошенных, среди людей 27-34 лет — 11%, люди постарше редко общаются в Сети в таком стиле.

Светские львы интернета

Следующий по популярности у молодежи 21-26 лет тип поведения — коммуникативно-гедонистический (35% среди респондентов этого возраста; 45% среди молодежи 18-20 лет). Он предполагает менее заметную представленность пользователя в соцсетях и блогах (аккаунты не менее чем в трех и не менее чем в двух ресурсах соответственно), но его носители стараются максимально расширить круг общения. Они считают медиа-«эфир» площадкой встреч со старыми и новыми друзьями. С помощью веб-инструментов такие пользователи поддерживают имидж интернет-тусовщиков и «светских львов». Они пересылают свои фото- и видеосюжеты, создают сообщения, пишут комментарии. Как и предыдущая группа, они проявляют интерес к профайлам других пользователей, читают чужие записи, звонят собеседникам.  

Аудитория постарше (начиная с 27 лет) чаще выбирает другие коммуникативные паттерны.

Склонность к «актерству»

Презентативный паттерн присущ пользователям, которые столь же уверенно, как и первая группа, обосновались в Сети. Они имеют аккаунты не менее чем в пяти социальных сетях и не менее чем в трех блогах. Эта группа участвует в определенных форумах, выборочно читает и пишет отзывы. Но их главная цель — конструирование в медиа собственного определенного имиджа, самопрезентация, причем виртуальный образ может резко отличаться от реального. Логично, что такой пользователь сосредоточен прежде всего на создании собственного профайла. Пользователи активно создают и распространяют свои видео-, аудио- и текстовые материалы.

Проблема заключается в том, что часто внутренняя оценка автора профайла и реакция на него других пользователей расходятся, подчеркнула Пильгун. Тяга к коммуникативному доминированию обычно дополняется ожиданием одобрения. Пользователи этой группы ждут от онлайн-собеседников только позитивной оценки и мало готовы к критике. К этому типу поведения склонны 21% респондентов 27-34 лет и 47% опрошенных 35-55 лет.

Имитаторы общения и потребители информации

Имитационный паттерн свойственен людям 27-34 лет (21% опрошенных этого возраста) и даже в большей степени — тем, кому 35-55 лет (42%). Число их аккаунтов невелико (не менее одного в соцсетях и не менее чем в одном блоге). Они участвуют в форумах, очень редко читают и оставляют отзывы, комментарии к публикациям в электронных СМИ. Эту стратегию применяют для решения разных коммуникативных задач: получения оперативного ответа или эмоциональной поддержки, замены/имитации офлайн-общения и пр. Пользователи могут тиражировать свои тексты и комментарии, но больше им по душе визуальные материалы. Визуализация позволяет минимизировать затраты на интерпретацию информации.

Наиболее «возрастной» паттерн — потребительский, в этой группе преобладают пользователи 35-55 лет (28% опрошенных этого возраста) и старше 55 лет (26%). Они имеют по одному аккаунту в соцсетях и блогах, не участвуют в форумах, но читают комментарии к публикациям в электронных СМИ (их антиподы, информационно-аналитическая группа, наоборот, редко читают и почти не пишут комментарии к таким публикациям). «Потребители» пассивно присутствуют в медиаполе — отслеживают события и посты, но слабо участвуют в онлайн-взаимодействии. Эта группа пользуется самыми простыми техническими средствами. Люди этой группы хотят или должны номинально присутствовать в сетевой среде, но не хотят или не могут предоставлять о себе информацию, комментирует исследователь.

Коммуникативные паттерны пользователей в блогосфере и соцсетях во многом совпадают, хотя общение в социальных сетях часто происходит в среде людей, которые знакомы и очно. Про блоги можно сказать обратное: аудитория подписчиков обычно формируется из незнакомых людей, заключает эксперт.

Материалы по теме

Мегаполис в кармане

Что влияет на выбор смартфонов в Москве

Бесконечное шоу

Что такое трансмедиа-сторителлинг и в чем его российская специфика

Неоцифрованные

Как новое поколение развеивает мифы о себе

Сеть малых языков

Как социальные медиа помогают поддерживать культурное разнообразие