• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Коммуникации в интернете стали больше напоминать монологи

Интернет все больше превращается из площадки общения в ораторскую трибуну — коммуникации в социальных сетях утрачивают диалогическое начало. Распространение получили монологи и одностороннее взаимодействие: «вещание» в медиа-«эфире» с помощью постов и визуальных материалов, высказывания ради создания нужного сетевого имиджа, рассылки и другие способы поставить читателя перед фактом. Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Мария Пильгун изучила коммуникативное поведение пользователей Рунета.
16 марта, 2016 г.

Продвинутый уровень пользования интернетом воспринимается молодежью как залог жизненного успеха. Бойкое владение инструментами веб-коммуникации для молодых пользователей Рунета «рифмуется» с повышением качества жизни и достижениями в разных сферах — от личной до профессиональной. Показательно, насколько активно живут микроблог Twitter и социальная сеть «ВКонтакте» — наиболее «молодежные» в плане аудитории ресурсы.

Однако при этом меняется характер коммуникации, отметила профессор департамента интегрированных коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Мария Пильгун. То есть, если еще недавно преобладали диалогическая и полилогическая коммуникативные стратегии (общение с участием двух или нескольких собеседников), то теперь они вытесняются монологическими форматами — неким самодостаточным «вещанием» в интернет-«эфире», которое может иметь разные воплощения. 

«Монологи» характерны прежде всего для информативно-аналитического типа поведения в Сети, пишет Пильгун в статье «Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде», опубликованной в журнале «Вопросы психолингвистики», 2015, т.2 (24). Из всех возрастных групп этот паттерн наиболее присущ молодежи 21-26 лет, которая проявляет самую заметную интернет-активность. Его доля — 57% среди опрошенных молодых людей этого возраста (в основном, это студенты и начинающие специалисты).

Информативно-аналитический тип коммуникативного поведения предполагает очень представительное присутствие в Сети: обилие аккаунтов у пользователя, активное участие в форумах, применение всех опций и технически сложных сервисов интернета. Такие пользователи стараются «повелевать» медиастихией: максимально оперативно собирают информацию, анализируют ее и высказываются в Сети сами. Они используют возможности Рунета по максимуму в разных сферах, начиная от профессиональной, бизнеса, творчества и работы со СМИ и заканчивая туризмом.

Всего исследователь выделила пять коммуникативных паттернов — на основании целей и стиля общения в интернете. Типы достаточно четко «раскладываются» по возрастам: два свойственны молодым людям, три — более зрелой аудитории.

Результатам исследования предшествует напоминание автора о тех аберрациях, которые возникают в сознании фанатичных интернет-пользователей. Последствиями виртуальных идентичностей нередко становятся пренебрежение социальной активностью в реальном мире, поверхностное использование информации, восприятие важных социальных, экономических и политических проблем как информационных шоу и пр. Однако работа посвящена не этим глобальным переменам в сознании, а поведению в Сети.

Исследование опирается на опрос 500 пользователей Рунета, анализ постов популярных блогеров Живого журнала (28 тысяч человек), а также постов наиболее массовых русскоязычных соцсетей: Вконтакте (43 млн пользователей в день), Одноклассники.ru (40 млн обращений в сутки), Мейл.ru, Фейсбука. Респонденты разделены по возрасту на группы: 18-20 лет, 21-26 лет, 27-34 года, 35-55 лет и более 55 лет.

Аудитория, которая любит «вещать»

Пользователи с информативно-аналитическим типом поведения уверенно обосновались в блогосфере: у них обычно не менее пяти аккаунтов в соцсетях и не менее двух аккаунтов в блогах и микроблогах. Они быстро осваивают новые сервисы, пользуются такими опциями, как программирование RSS, настройка интерфейса, рассылки, календари событий и пр. Веб-инструментарий необходим этой группе для наиболее полного и оперативного получения информации, поэтому актуальным становится обращение к профайлам других пользователей, поиск по тематике записей, динамическое построение меню.

Для таких пользователей диалогическая стратегия общения в Сети носит прагматический характер. Они активно участвуют в форумах (читают и пишут отзывы), создают события в социальных сетях, комментируют и оценивают публикации, пишут личные сообщения, отмечают друзей в видео- и на фотографиях. Весь этот арсенал они используют для решения разных задач на различных поприщах. Среди молодежи 18-20 лет такой тип поведения присущ 25% опрошенных, среди людей 27-34 лет — 11%, люди постарше редко общаются в Сети в таком стиле.

Светские львы интернета

Следующий по популярности у молодежи 21-26 лет тип поведения — коммуникативно-гедонистический (35% среди респондентов этого возраста; 45% среди молодежи 18-20 лет). Он предполагает менее заметную представленность пользователя в соцсетях и блогах (аккаунты не менее чем в трех и не менее чем в двух ресурсах соответственно), но его носители стараются максимально расширить круг общения. Они считают медиа-«эфир» площадкой встреч со старыми и новыми друзьями. С помощью веб-инструментов такие пользователи поддерживают имидж интернет-тусовщиков и «светских львов». Они пересылают свои фото- и видеосюжеты, создают сообщения, пишут комментарии. Как и предыдущая группа, они проявляют интерес к профайлам других пользователей, читают чужие записи, звонят собеседникам.  

Аудитория постарше (начиная с 27 лет) чаще выбирает другие коммуникативные паттерны.

Склонность к «актерству»

Презентативный паттерн присущ пользователям, которые столь же уверенно, как и первая группа, обосновались в Сети. Они имеют аккаунты не менее чем в пяти социальных сетях и не менее чем в трех блогах. Эта группа участвует в определенных форумах, выборочно читает и пишет отзывы. Но их главная цель — конструирование в медиа собственного определенного имиджа, самопрезентация, причем виртуальный образ может резко отличаться от реального. Логично, что такой пользователь сосредоточен прежде всего на создании собственного профайла. Пользователи активно создают и распространяют свои видео-, аудио- и текстовые материалы.

Проблема заключается в том, что часто внутренняя оценка автора профайла и реакция на него других пользователей расходятся, подчеркнула Пильгун. Тяга к коммуникативному доминированию обычно дополняется ожиданием одобрения. Пользователи этой группы ждут от онлайн-собеседников только позитивной оценки и мало готовы к критике. К этому типу поведения склонны 21% респондентов 27-34 лет и 47% опрошенных 35-55 лет.

Имитаторы общения и потребители информации

Имитационный паттерн свойственен людям 27-34 лет (21% опрошенных этого возраста) и даже в большей степени — тем, кому 35-55 лет (42%). Число их аккаунтов невелико (не менее одного в соцсетях и не менее чем в одном блоге). Они участвуют в форумах, очень редко читают и оставляют отзывы, комментарии к публикациям в электронных СМИ. Эту стратегию применяют для решения разных коммуникативных задач: получения оперативного ответа или эмоциональной поддержки, замены/имитации офлайн-общения и пр. Пользователи могут тиражировать свои тексты и комментарии, но больше им по душе визуальные материалы. Визуализация позволяет минимизировать затраты на интерпретацию информации.

Наиболее «возрастной» паттерн — потребительский, в этой группе преобладают пользователи 35-55 лет (28% опрошенных этого возраста) и старше 55 лет (26%). Они имеют по одному аккаунту в соцсетях и блогах, не участвуют в форумах, но читают комментарии к публикациям в электронных СМИ (их антиподы, информационно-аналитическая группа, наоборот, редко читают и почти не пишут комментарии к таким публикациям). «Потребители» пассивно присутствуют в медиаполе — отслеживают события и посты, но слабо участвуют в онлайн-взаимодействии. Эта группа пользуется самыми простыми техническими средствами. Люди этой группы хотят или должны номинально присутствовать в сетевой среде, но не хотят или не могут предоставлять о себе информацию, комментирует исследователь.

Коммуникативные паттерны пользователей в блогосфере и соцсетях во многом совпадают, хотя общение в социальных сетях часто происходит в среде людей, которые знакомы и очно. Про блоги можно сказать обратное: аудитория подписчиков обычно формируется из незнакомых людей, заключает эксперт.

Материалы по теме

Сеть малых языков

Как социальные медиа помогают поддерживать культурное разнообразие

Частичная драма

Как речевые маркеры лжи стали средством самозащиты

Медийная избирательность

Как СМИ конструируют реальность

Юзеры на пенсии

Как старшее поколение осваивает компьютерные технологии

Потребители в Сети

Что влияет на удовлетворенность покупками в интернете

Кто и как дружит во «ВКонтакте»

Ученый НИУ ВШЭ проанализировал уровень сплоченности онлайн-сообществ.