• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У молодых женщин выше риски не работать

Елена Варшавская, профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ

В период экономического спада молодые люди одними из первых становятся безработными, уходят с рынка труда и становятся экономически неактивными, то есть они также не учатся и не проходят профессиональную переподготовку. Юноши и девушки, которые не учатся и не работают, попадают в группу NEET-молодежи (аббревиатура от английского выражения «Not in Employment, Educationor Training»).  Хотя нижняя граница возраста представителей этой группы — 15 лет, такой статус присущ прежде всего молодежи старше двадцати лет.

Елена Варшавская в статье «Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» выделила общие особенности NEET.

Динамика NEET-безработицы чувствительна к состоянию экономики. Так, в течение относительно благоприятного периода 2000-2008 годов распространенность этого социального явления в ЕС плавно снижалась — с 13,2 до 10,9%. Мировой экономический кризис 2008-2009 годов прервал этот тренд. Во многих странах начался ростNEET-безработицы. Лишь в 2013 году он немного снизился.

Динамика NEET-экономической неактивности, напротив, не зависит от экономического цикла (среднеевропейский показатель в «нулевые» колебался на уровне 6-6,5%).

Связь между уровнями NEET, рассчитанными для мужчин и женщин, положительная: в странах ЕС с высокими показателями распространенности этого явления среди мужчин эти показатели высоки и для женщин, подчеркнула исследователь. При этом риски оказаться в группе NEET особенно велики для людей с невысоким образовательным уровнем.

По распространенности исследуемого явления Россия в 2013 году была близка к среднеевропейскому показателю: уровень NEET (то есть доля молодежи с таким статусом в общей численности людей 15-24 лет) составлял 12,7% — на фоне 13% в Евросоюзе. Но это сходство лишь среднестатистических цифр, а в нюансах кроется немало различий между Россией и ЕС.

Как и во многих странах, в России среди NEET больше женщин. Однако среди 20-24-летних россиянок уровень NEET особенно высок — 21,4%.  Европейский показатель на два процентных пункта ниже — 19,4%.

При этом двадцатилетние россиянки чаще своих европейских сверстниц оказываются экономически неактивными. Уровень NEET-неактивности для 20-24-летних женщин в России составляет 14,4%, а для европеек — 10,6%. Такая ситуация, по мнению Варшавской, может объясняться более молодой рождаемостью, которая отличает РФ от стран ЕС. Россиянки в среднем раньше становятся матерями, чем их ровесницы из Евросоюза, и «выпадают» с рынка труда. Это делает актуальным вопрос о создании условий для совмещения трудовой занятости и семейных обязанностей молодых матерей — возможностей гибкого графика, дистанционной работы и т.д.

В целом в такой ситуации закономерно то, что в России «наблюдается самый высокий гендерный разрыв в уровне NEET среди молодежи в возрасте 20-24 лет — 8,3 процентных пункта (далее п.п.) — по сравнению со всеми странами ЕС», добавила исследователь.

И еще один страновой нюанс: уровень NEET-безработицы среди 20-24-летних мужчин в России ниже, чем в странах ЕС, - 8,2 против 11,6%.

Сравнение ситуации с NEET в России и Европе в работе основано на данных Росстата (Обследования населения по проблемам занятости — ОНПЗ) и Евростата за 2013 год.

По уровню NEET Россия — в европейской «середине»

Показатель NEET в ЕС существенно варьируется по странам. В ряде стран, прежде всего южноевропейских (Испании, Греции, Италии, Хорватии, Болгарии), не имеют работы и не учатся более четверти молодых людей 20-24 лет.

На другом полюсе — Нидерланды, Дания, Германия, Австрия. Уровень NEET среди двадцатилетней молодежи в этих странах — менее 10% (рис.1). Причем в странах с низкими показателями NEET обычно низки уровни и безработицы в этой группе, и экономической неактивности. В этих государствах отсутствуют барьеры как для получения образования, так и для начала работы, в том числе после окончания обучения, пояснила исследователь.

Россия с уровнем NEET 17,1% среди юношей и девушек 20-24 лет оказалась примерно в середине европейской шкалы (рис.1).

Рисунок 1. Уровень NEET в странах ЕС и России в 2013 году в возрастах 15-19 лет и 20-24 года, в %.

Источник: статья Е.Я.Варшавской.

У 20-24-летних показатели NEET среди женщин выше, чем среди мужчин. В среднем по ЕС разрыв составляет 1,7 п.п., но по странам наблюдается немалая дифференциация. В Чехии, Венгрии, Румынии, Великобритании уровень NEET у женщин превосходит «мужской» более чем на 5 п.п. В Хорватии же, Финляндии и на Кипре — обратное соотношение: NEET среди молодых мужчин выше на 4-5 п.п.

Для России, как и для большинства стран Европы, характерна существенная гендерная и возрастная дифференциация исследуемого показателя. Уровень NEET среди девушек в полтора раза превышает этот показатель у юношей: 15,3% против 10,2%. Доля NEET среди 20-24-летних втрое выше, чем среди 15-19-летних (17,1% и 5,9%).

Таблица 1. Уровень NEET в РФ и странах ЕС по половозрастным группам, 2013 г., в %.

 

Примечания: ЭН — экономическая неактивность.

Источник: тот же. 

В России безработица среди молодежи ниже, чем в ЕС

В России уровень NEET-безработицы составляет 5,5% - на фоне среднеевропейского уровня 6,9%. Однако уровень NEET-экономической неактивности в стране выше, чем в ЕС: 7,2% против 6,1%.

Более подробный расклад по NEET-безработице такой: в РФ среди молодежи 20-24 лет не имеют работы 7,6%, а в Европе — еще больше, 10,3%. Экономически неактивны в той же возрастной группе 9,5% россиян. У европейцев этот показатель ниже — 8,3%.

При этом «20-24-летние юноши являются единственной группой среди российской молодежи, у которой уровень NEET-безработицы превышает уровень NEET-неактивности», уточнила Варшавская.

NEET-экономическая неактивность распространена преимущественно среди женщин: у них этот уровень достигает 10,1%, у мужчин — в 2,3 раза меньше, лишь 4,3%.

Ярко выраженная гендерная окраска экономической неактивности проявляется в более старшей возрастной группе. Среди 20-24-летних мужчин и женщин разрыв уровнейNEET-неактивности достигает почти 10 п.п. — 4,9% против 14,4% соответственно (таб.1).

Россиянки лидируют по экономической неактивности

Уровень NEET-безработицы среди двадцатилетних мужчин в России ниже, чем среди их сверстников в странах ЕС: 8,2% против 11,6%.

Среди NEET-россиянок этого возраста безработных 7% — по сравнению с 8,9% среди европеек. В то же время, по NEET-неактивности российские девушки более существенно отличаются от европейских сверстниц, но не в лучшую сторону: у первых показатель составляет 14,4%, у вторых — 10,6%.

В целом в группе 20-24-летних российских женщин уровень NEET оказывается высоким — 21,4%. В ЕС показатель ниже на 2 п.п. — 19,4%.

Ситуация с «вымыванием» молодых женщин с рынка труда в России связана прежде всего с демографией. Россия принадлежит к группе стран с молодой рождаемостью. Хотя материнство и «стареет» — средний возраст женщин при появлении первого ребенка (и последующих детей) в России растет, тем не менее, он остается все еще ниже, чем во многих странах ЕС.

В связи с этим особенно важно помочь женщинам-матерям освоиться на рынке труда. Нужно развивать для них более гибкие формы занятости, в том числе дистанционные, работу неполный рабочий день и/или с гибким графиком. А с учетом того, что наибольшие риски оказаться среди NEET имеет молодежь с невысоким уровнем образования, стоит шире практиковать курсы профподготовки и переподготовки, заключает Варшавская.

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 22 марта, 2016 г.