• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интернет-пользователи воспринимают высшее образование как товар

Виктория Силаева, ведущий научный сотрудник отдела прикладных исследований труда и профессий Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ

Поисковые запросы в интернете обычно четко отражают важные для общества реалии и распространенные представления. Ключевые слова, вбиваемые интернет-пользователями в магическую строку поиска, говорят об осмыслении явлений и о растиражированных мифах. «По поисковым запросам можно сконструировать реальную картину жизни общества», — подчеркнула Виктория Силаева.

По ее данным, в поисковой системе Яндекс (лидере по популярности в русскоязычном сегменте) запросы относительно высшего образования входят в число ведущих, наряду с запросами «курс доллара», «Украина», и опережают по числу показов словосочетание «поиск работы» (по состоянию на сентябрь 2015 года, когда проводилось исследование). К таким выводам эксперт пришла, изучив статистику ключевых слов в Яндексе и оценив востребованность словосочетания «высшее образование».

Особое внимание было уделено сочетаемости слов и грамматике запросов. Весьма показательно, какие слова-«спутники» сопровождают ключевое слово и соблюдаются ли при этом грамматические нормы.

Так, грамматика запросов открыла парадоксальные факты — в случае с конструкцией «второй высший образование» (рис.1), в которой не согласованы родовые окончания. При интерпретации здесь невольно напрашивается стиль рассуждений Шерлока Холмса. Буквы «й» и «е» на клавиатуре компьютера разделены расстоянием, рассуждает Силаева, поэтому набранное неуклюжее словосочетание — не опечатка, а ошибка. При этом оно набрало, по ее подсчетам, столько же показов, что и грамматически правильное «второе высшее образование». «Получается, что соискателей второго высшего образования, грамотно написавших это словосочетание, столько же, сколько сделавших ошибку в родовом окончании», — комментирует исследователь.

Красноречивы и «спутники» исследуемого словосочетания. Здесь пользователям нередко свойственна обезоруживающая прямота: в первой десятке запросов фигурируют, например, такие: «купить высшее образование» и «купить диплом о высшем образовании» (рис.1).

Результаты исследования описаны в статье «Высшее образование в представлениях интернет-пользователей (на примере поисковых запросов Яндекса)», вышедшей в журнале «Высшее образование в России», №11 за 2015 год.

Первое высшее разочаровало — надо идти за вторым

В запросах наиболее востребованным уточнением к «высшему образованию» оказалось числительное «второе». То есть после пользовательского спроса на «высшее образование» сразу следует спрос на «второе высшее». «В среднем на каждые три запроса на высшее образование возникает запрос на второе высшее», — подсчитала Силаева. Это означает, что вузовское образование недостаточно эффективно в глазах пользователей поисковика, поскольку оно требует переквалификации.

Возможна и более оптимистичная (хотя и менее реалистичная) интерпретация: интерес ко второму высшему образованию может объясняться приверженностью концепции обучения в течение всей жизни (lifelong learning).

Рисунок 1. Топ-10 уточняющих слов из часто набираемых с «высшим образованием»

Источник: исследование В.Силаевой.

Любопытно, что среди слов, конкретизирующих запрос на «второе высшее», не встречается слово «купить» (диплом, образование), как было в случае с «первым высшим». Вероятно, действует разная мотивация, разный подход к получению знаний.

В целом список запросов о «втором высшем» наиболее часто включает уточнения относительно его формата («дистанционно», «заочно», то есть в некоторой облегченной форме), места получения («в Москве» и «в Санкт-Петербурге»), финансового аспекта («государственное», «бесплатное»), специальности (лидеры — «юридическое» и «педагогическое»).

Главное — получить заветные корочки

Следующий по популярности запрос после «второго высшего» — «диплом» (рис.1). Это показательно, поскольку желанные дипломные корочки в восприятии части аудитории служат смыслом высшего образования.

Симптоматично, что популярной конкретизацией к «диплому» оказывается глагол «купить», что свидетельствует о распространении девиантных форм получения образования. Этот тип девиации является инновацией, при которой принимаются одобряемые культурой цели (получение высшего образования), но отрицаются приветствуемые культурой способы их достижения (поступление в вуз, добросовестное обучение, экзамены, диплом), пояснила Силаева.

После «приобретательской» формулировки идет запрос на «государственное высшее образование», а затем снова фигурирует лексика потребления — «купить высшее образование». Эта конструкция замыкает пятерку лидеров запросов о «высшем образовании» (рис.1). «Массовый пользователь за невозможностью получения «государственного высшего образования» может предпочесть «купить высшее образование»», — трактует исследователь сложившуюся конфигурацию запросов.

Дипломы «под ключ» — в ассортименте

Представления о квалификационных работах в высшей школе — курсовых, дипломных, о магистерских диссертациях — тоже изменились. Рядом с их упоминанием в запросах мелькает слово «заказать» (вариант — «на заказ»). Тем самым, такие труды нередко воспринимаются как коммерческий продукт.

«В целом все имеющиеся письменные формы контроля знаний присутствуют в качестве товара и активно запрашиваются покупателями, — резюмирует эксперт. — А поисковые запросы показывают, что этот рынок в интернете довольно обширен».

Болонская система остается «экзотикой»

По статистике запросов на слово «университет», по словам Силаевой, можно построить «аутентичный рейтинг» интереса пользователей к вузам. На первом месте оказался «государственный университет» (в пятерке лидеров уточняющих запросов — МГУ им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский университет), затем идут «медицинский университет» (варианты — «академия», «институт»), «педагогический университет».

Существительное «факультет» дает такую картину: лидируют запросы «МГУ — факультеты», «юридический факультет», «экономический факультет», «факультет государственного управления». Среди запросов относительно «кафедр» бесспорный рекордсмен — «военная кафедра».

Бакалавриат и магистратура для части аудитории, видимо, так и остаются малопонятными явлениями, отметила исследователь. Уточняющие запросы формулируются так: «бакалавр — это высшее образование или нет» и «бакалавриат и магистратура — что это такое».

На новом этапе исследования надо расширить ряд слов, связанных с высшим образованием, — ввести туда студенческие жаргонизмы типа «препод», «курсач» и пр., добавляет Силаева. Впрочем, и сейчас вполне ясна общая картина восприятия вузовского образования интернет-пользователями. Она повторяет расхожие представления о высшей школе.

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 24 марта, 2016 г.