• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сервис дрейфует на волнах рецессии

Россияне стали тратить меньше денег на оплату различных сервисов. При этом темп роста цен на услуги замедлился почти до нуля, отметили эксперты НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в сегменте услуг.

Информационную базу мониторинга Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ составили результаты ежеквартальных опросов, проводимых Росстатом среди руководителей более 5,5 тысяч сервисных организаций.

В I квартале 2016 года на рынке сервиса продолжилась рецессия. Индекс предпринимательской уверенности остался на рекордно низкой отметке (-9%). Его о трицательная величина и, соответственно, неблагоприятный деловой климат сохраняются на протяжении семи кварталов, отметили эксперты ЦКИ.

«Минусовые» значения индекса сложились в11 из 14 наблюдаемых видах услуг. Относительную уверенность продемонстрировали только руководители страховых компаний, ломбардов и санаторно-курортных организаций.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг.

Рецессия обусловлена сокращением платежеспособного спроса. В I квартале снижение интереса потребителей к предоставляемым услугам отметила почти треть респондентов (31%).

Впервые за все время проведения мониторинга (с 2012 года) сократилась востребованность всех 14 видов услуг. Наиболее заметно упал спрос на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Уменьшаются объемы услуг: 29% участников опроса констатировали снижение числа клиентов; баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов) сохранил самое низкое за четыре года наблюдений значение (-15)%.

Усилилась интенсивность сокращения полученной прибыли. В первую очередь, ухудшились показатели предприятий потехническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. Наименьшие финансовые потери понесли страховые фирмы и ломбарды.

Большинство предпринимателей (62%) оценивает сложившуюся экономическую ситуацию как удовлетворительную, 13% — как неблагоприятную. Максимальное количество негативных оценок получено от руководителей туристических компаний, позитивных — от страховщиков.

К числу положительных результатов эксперты отнесли замедление до практически полной приостановки темпов роста цен на услуги. По сравнению с предыдущим кварталом стоимость услуг снизилась в пяти из 14 видов деятельности: техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, связь, отели, рекламные и риэлторские компании.

Рейтинг факторов, ограничивающих развитие сервисной сферы, уже пятый квартал подряд возглавляет дефицит спроса. В числе главных также недостаток финансовых средств и уровень налогообложения. Остальные факторы для предпринимателей менее значимы. Коррупцию органов власти они редко считают существенной проблемой, «вероятно, расценивая коррупционный налог как традиционный сбор и включая его в себестоимость оказанных услуг», пояснили авторы мониторинга.

Рисунок 2. Динамика оценок факторов, ограничивающих деятельность организаций сферы услуг (доля организаций от их общего числа, %)

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Результаты последнего раунда обследований организаций, оказывающих услуги, не преподнесли никаких сюрпризов. В начале 2016 года этот сектор экономики продолжил свой плавный дрейф в зоне неблагоприятного делового климата. Резких взлетов или падений не продемонстрировал ни один из наблюдаемых сегментов. Наоборот, ситуация в какой-то мере стабилизировалась, особенно по сравнению с экстремальными показателями отдельных видов деятельности в конце 2015 года. В частности, заметно сократился разрыв между лидерами и аутсайдерами — сегментами ломбардного кредитования и туристических услуг.

Отказ части населения от приобретения продуктов питания, товаров длительного пользования и некоторых услуг с более высокими ценовыми параметрами может негативно сказаться не только на темпах роста розничной торговли и сферы услуг, но и на экономике в целом.

При этом необходимо помнить, что сокращение доходов и снижение уровня и качества жизни населения приводят к ограничению не только персонального потребления товаров и услуг, но и доступа к здравоохранению, образованию и интеллектуальным услугам. А это является еще большей проблемой для страны, чем даже ограничение потребительской корзины, так как приводит с некоторым лагом к росту странового «коэффициента Джини», характеризующему усиление дифференциации доходов населения, то есть фактический рост неравенства.

 Полный текст мониторинга «Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2016 года» (PDF, 1.44 Мб)

 

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 5 мая, 2016 г.