• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне сократили расходы на мебель и бытовую технику

Оптовики объявили о сокращении прибыли, снижении оборота торговли продуктами питания, мебелью и бытовой техникой. Реабилитацию рынка эксперты НИУ ВШЭ ждут от поставщиков топлива, стройматериалов и сельхозпродукции.

Полуторагодичное сокращение доходов населения привело к снижению трат на приобретение товаров длительного пользования. В частности, в I квартале 2016 года экономисты зафиксировали снижение деловой активности оптовиков, поставляющих в магазины бытовую электротехнику (на 5%) и мебель (на 1%). Также уменьшилась деловая активность оптовиков, реализующих другие социально значимые товары (пищевые продукты, парфюмерию, косметику, фармацевтическую продукцию). В относительно благоприятном положении находились фирмы, торгующие топливом и оборудованием.

Такие данные обнародовали эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в мониторинге состояния делового климата организаций оптовой торговли. Анализ основан на результатах ежеквартальных опросов Росстатом трех тысяч руководителей оптовых торговых организаций.

В начале нового года оптовая торговля отметилась «вялотекущим распространением негативных тенденций».

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) оптовой торговли вырос на 1 п.п., составив (0%). Однако к таким коррективам следует относиться сдержанно: рост был следствием оптимизма предпринимателей относительно ожиданий на II квартал 2016 года, а ключевые индикаторы ИПУ по-прежнему сохраняли отрицательную динамику.

Рисунок 1. Индекс предпринимательской уверенности и компоненты в организациях оптовой торговли (баланс, %)

Помимо поставщиков социально значимых товаров, затормозилась деловая активность торгующих автотранспортом и запчастями. Стагнировали фирмы, реализующие строительные и лесоматериалы.

Относительно благополучно обстояли дела у оптовых продавцов производственно-технической продукции. Так, до +4% увеличилось значение ИПУ фирм, реализующих топливо. Выросла активность на рынке поставок машин и оборудования (рост ИПУ на 2 п.п. до +2% по сравнению с предыдущим кварталом).

Главным ограничителем бизнеса, по мнению большинства респондентов (70%), в январе-марте 2016 года был недостаточный платежеспособный спрос.

Наиболее негативно на эту проблему отреагировали руководители оптовых фирм, связанных с поставкой мебели, напольных покрытий, автомобильных деталей и принадлежностей.

Снижение востребованности товаров привело к новым отрицательным значениям объема продаж и оптового товарооборота. Сокращение товарооборота констатировали половина опрошенных. 47% сообщили о снижении прибыли (в первую очередь в сегменте бытовых электротоваров, радио- и телеаппаратуры).

Рисунок 2. Динамика портфеля заказов, объема продаж и лимитирующего фактора «недостаточный платежеспособный спрос» в организациях оптовой торговли (балансы, %)

Минимизировать отрицательные тренды в следующем квартале оптовики надеются за счет очередной сезонной волны. Флагманы надежд – рынок топлива (что связано с наступлением посевной поры), а также стройматериалов и сельхозпродукции, продажи которых весной-летом традиционно возрастают, положительно влияя на деловой климат отрасли в целом.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Российский сегмент оптовой торговли находится в крайне дискомфортном состоянии. Новый бизнес-сезон, аккумулировав многочисленные шоки последних двух лет, продолжил негативную турбулентность. Тем не менее катастрофического сценария не случилось.

Жесткий адаптационный характер ведения бизнеса в течение как минимум последних полутора лет позволил оптовикам не допустить масштабирования резкого ухудшения ситуации.

Разворота трендов роста ждать не приходится, но рассчитывать на некоторый восстановительный процесс возможно. Домашние хозяйства находятся в сложной финансовой ситуации. Это привело к рекордно низким результатам состояния делового климата у оптовиков, реализующих социально значимые товары. Старт преодоления кризисных минимумов и реабилитации оптового сегмента в целом, вероятнее всего, следует ожидать исключительно со стороны активности на оптовых рынках производственно-технического назначения.

 Информационный бюллетень «Деловой климат в оптовой торговле в I квартале 2016 года» (PDF, 2.46 Мб)

 

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 20 мая, 2016 г.