• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Почему дети не ходят в кружки и секции

«Далеко от дома», «Не подходит расписание», «Еще не искали» — так родители объясняют нежелание отдать своего ребенка в кружок. Насколько обоснованы эти аргументы, выяснили эксперты группы исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Авторы исследования:

Катерина Поливанова, руководитель группы, замдиректора Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
Елизавета Сивак, младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

Шансы ребенка посещать различные кружки зависят не только от материального положения семьи, но и от установки родителей в отношении дополнительного образования, а также их готовности вкладывать силы и время в развитие ребенка, выяснила группа исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ. Есть и объективные причины − в спальных районах мало кружков, спортивных секций и музыкальных студий, а те, что есть, нередко расположены далеко от дома и школы.

Чтобы выяснить это, Катерина Поливанова, Елизавета Сивак и младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ Яна Козьмина детально картировали сервисы для детей в нескольких столичных районах. Точкой отсчета служили школы, детские сервисы рассматривались в радиусе примерно 1,5 км от них.

Доклад «Образовательное пространство в большом городе: влияние характеристик семьи и района» был представлен Елизаветой Сивак на XVII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ.

Авторы работы изучили внешкольные занятия детей трех школ Центрального округа Москвы, учеников одной школы Можайского и одной школы Рязанского района столицы (выборка приведена в таб. 1). Были проанкетированы дети и их родители, с администрацией школ были проведены интервью. Одновременно изучались возможности дополнительного образования в районе и культурная инфраструктура (число и расположение музеев, театров, библиотек, вузов).

Таблица 1. Выборка респондентов по районам.

 

ЦАО

Можайский район

Рязанский район

Дети

5, 7, 9 классы

5, 7, 9 классы

5-10 классы

(всего чел.)

274

102

617

Родители

5-10 классы

5-10 классы

2, 4, 5-10 классы

(всего чел.)

216

110

491

Источник: исследование К. Поливановой, Е.Сивак и Я. Козьминой.

В спальных районах выбор кружков ограничен

Около 80% детей посещают хотя бы один вид развивающих занятий, подсчитали исследователи. Примерно 40% ходят не менее чем в две секции. На дополнительное образование дети тратят в среднем около шести часов в неделю. Чаще всего они занимаются спортом, танцами, музыкой, иностранными языками и ходят в театральные студии. В старших классах допобразование − это, как правило, подготовка к поступлению в вуз.

Не во всяком районе есть достаточное количество разнообразных кружков. Тут преимуществом обладает центр города, где сосредоточена масса музыкальных и художественных школ, спортивных центров, дворцов творчества, студий танцев. (рис. 1).

Рисунок 1. Досуг и дополнительное образование. Центр Москвы.

Источник: исследование К. Поливановой, Е. Сивак и Я. Козьминой.

В двух других районах видна нехватка детских сервисов, они более банальны по тематике, а само предложение однообразно: много однотипных занятий, в то время как некоторые виды почти не представлены.

Рисунок 2. Досуг и дополнительное образование. Можайский район г. Москвы.

Примечание: обозначения на карте те же, что и на рис. 1. Источник: тот же.

«В Можайском районе больше стандартных занятий типа бисероплетения или рисования, в то время как в центре больше кружков связаны с научным экспериментированием, − пояснила Елизавета Сивак. − В Рязанском районе необъяснимо много футбольных полей и библиотек».

Рисунок 3. Досуг и дополнительное образование. Рязанский район г. Москвы.

Источник: тот же. Карта подготовлена М. Лебедевым, руководителем сектора по научно-методической работе школьного и дошкольного подразделений, школа №777.

Такое расположение секций и студий приводит к тому, что дети, живущие в отдаленных районах, дольше добираются до занятий, а иногда просто не могут посещать их. Если в ЦАО 37% опрошенных тратят на дорогу до центра развития менее сорока минут (в оба конца), то в Можайском районе таких − 30%. Около 40 минут в транспорте занимает путь в секции у 18% жителей ЦАО, а в Можайском районе столько времени на дорогу тратит уже четверть опрошенных.

Причем здесь культурные стереотипы

Чем выше социально-экономический статус родителей (профессия, доходы и пр.) и их культурный капитал (образование, интерес к музеям, театрам, знание иностранного языка и т.п.), тем чаще они стремятся дать дополнительное образование своим детям.

Материальное положение родителей не оказывает влияния на доступ детей к развивающим занятиям, зато культурный капитал в этом плане значим, отметили исследователи

«Среди детей из семей с низким культурным капиталом статистически значимо выше доля тех, кто не посещает дополнительные занятия, − 24%, чем среди детей из семей с более высоким культурным капиталом − 17%», − отметила Елизавета Сивак.

Среднее число дополнительных занятий разных видов тоже значимо различается в зависимости от культурного багажа родителей. У детей из семей с низким культурным капиталом оно составляет 1,06. У детей, чьи родители имеют более высокие культурные запросы, − 1,36. При этом культурный капитал семей в среднем ниже в нецентральных районах.

Влияние культурного капитала семьи проявляется и в ответах родителей по поводу того, почему ребенок не ходит в кружки (таб. 2). Среди тех, кто выбирает ответ «Мы еще не искали информацию...», культурные запросы в среднем ниже. По сути такие родители признаются, что пока не прилагали усилий к тому, чтобы определиться с развивающими занятиями для детей. Среди родителей с более обширным культурным багажом (а в таких семьях дети обычно уже посещают какие-то кружки) более популярны ответы: «Не подходит расписание занятий» и «У ребенка не остается на них времени».

Таблица 2. Среднее значение культурного капитала тех, кто согласился и не согласился с утверждениями про причины.

 СогласенНе согласен
Пока еще не искали информацию, не записывались и т.д.2,63,1
Не подходит расписание занятий4,02,9
У ребенка не остается на них времени3,32,9

Источник: исследование К. Поливановой, Е. Сивак и Я. Козьминой.

Кружки спасают от «улицы»

Родителей спросили, какой смысл они вкладывают в дополнительное образование. Как и ожидалось, значима не только образовательная опция занятий. Кружки и секции, по мнению семей, учат детей организованности. «Когда ребенок знает, что у него есть час-полтора до тренировки, а потом у него времени не будет сделать уроки, он сделает это быстро, но сосредоточенно и хорошо, − отметила одна из респонденток. − Наличие свободного времени большого не гарантирует успешного обучения в школе, потому что это детей рассеивает». Дополнительное образование расценивается и как способ спасти детей от дурного влияния. В этом плане показателен такой ответ: «Чем больше свободного времени − тем хуже. Если я сейчас отпущу ребенка в свободное плавание, то не факт, что он выберет правильную дорогу».

См. также:

Занятия в кружках повышают самооценку школьников

Дополнительное образование переформатируется

Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Социальное расслоение воспроизводится в образовании

Материалы по теме

Доступные и вовлеченные

Как трансформируется институт отцовства в России

Почему полезно думать о смерти

Ученые выяснили, как открытость опыту влияет на ценностные установки

Чемодан, вокзал, диплом

Какие регионы России привлекают, а какие теряют абитуриентов и выпускников вузов

«Дети из пробирки»: тираж ограничен

Почему искусственное оплодотворение доступно не всем бездетным парам

Как помочь ребенку освоить город

Запреты на самостоятельные перемещения в мегаполисе могут негативно сказываться на взрослении школьника.