• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как будут сокращать расходы бюджета

Дефицит бюджета власти будут уменьшать за счет сокращения расходов на поддержку различных отраслей экономики, предположили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».

Экономисты НИУ ВШЭ проанализировали динамику освоения бюджетных средств в январе-апреле 2016 года и пришли к выводу, что государство в первую очередь будет сокращать траты, предназначенные на развитие федеральных целевых программ, и расходы на поддержание различных секторов экономики. Об этом свидетельствует, например, очень низкий процент освоения средств по разделу «Национальная экономика» - всего 16,7% при среднем показателе по другим статьям расходов госсредств в 31,6% (что примерно соответствует показателям 2012–2014 годов).

Как и в 2015 году, с опережением — по сравнению с другими разделами — проавансированы расходы на национальную оборону (с той разницей, что в прошлом году по этому направлению за первые четыре месяца было выделено более половины запланированного годового объема финансирования).

«Минфин в 2016 году, следуя указаниям президента, будет стремиться свести доходы и расходы бюджета с трехпроцентным дефицитом», — отметили эксперты. В условиях нехватки ресурсов ведомство усилит контроль за расходами. Такая тактика может помочь сэкономить средства по каким-то направлениям и подготовить их официальный секвестр осенью текущего года.

Таблица 1. Исполнение плана расходов по разделам бюджетной классификации
за первые четыре месяца в 2011–2016 гг., в %

Источник: Минфин, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Доходы падают вместе с расходами

По данным Минфина, за первые четыре месяца 2016 года доходы федерального бюджета составили 3,9 трлн рублей, что на 14% ниже соответствующего показателя прошлого года. Нефтегазовые доходы и вовсе сократились на 35%, составив 1,3 трлн рублей, что является самым низким показателем с 2009 года. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета за первые четыре месяца 2016 года составили 14,9%, что ниже прошлогоднего показателя более чем на пять процентных пунктов. Уменьшение доходов федерального бюджета диктует политику в расходной сфере.

Рисунок 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета в январе-апреле 2011-2016 годов, % ВВП

Источник: тот же.

Расходы федерального бюджета составили 5,1 трлн рублей, что на 6% меньше, чем в прошлом году. «Трудно вспомнить, когда расходы федерального бюджета сокращались по сравнению с предыдущим годом в номинальном выражении, по крайней мере, ни в нулевые, ни в «десятые» годы двадцать первого века этого не происходило», — отметили экономисты.

Сокращение расходов федерального бюджета в реальном выражении за первые четыре месяца составило 13%, чему также трудно подобрать аналог из недавней истории. В прошлом году подобное сокращение расходов произошло с региональными бюджетами. Можно сказать, что государство в первые четыре месяца 2016 года на глазах сжималось.

Сокращение бюджетных доходов за первые четыре месяца 2016 года в основном было обусловлено падением цен на нефть, констатировали эксперты.Средняя цена на нефть марки Urals в январе-апреле 2016 года составила 34 доллара за баррель, что в 1,6 раза ниже показателей 2015 года. Под влиянием низких цен на нефть доля нефтегазовых доходов в их общем объеме снизилась до 34% (прогноз правительства на 2016 год - 44%). Соотношение нефтегазовых доходов и ВВП по сравнению с 2015 годом рухнуло на четыре процентных пункта. При этом нужно учитывать, что падение частично было сглажено проводимым в 2016 году налоговым маневром — сохранением ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 2015 года при повышении ставки НДПИ на нефть.

Андрей Чернявский

 «Комментарии о государстве и бизнесе» №114 (PDF, 4.00 Мб)

 

10 июня, 2016 г.