• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высокие цены поддерживают рейтинг власти

Чем выше инфляция в России, тем сильнее народная поддержка правящей партии.
авторы доклада:
Ольга Каменчук, директор по международным исследованиям ВЦИОМ.
Эрик Нисбет, ассоциированный профессор университета штата Огайо (США). 
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ.
 

В периоды роста инфляции увеличивается количество россиян, которые готовы голосовать на выборах за «Единую Россию». К такому выводу пришли социологи из ВЦИОМ и Университета штата Огайо в ходе проведенного исследования. Вывод оказался неожиданным для ученых, так как в других странах инфляция, наоборот, негативно сказывается на рейтингах власти. Это одно из немногих исследований на постсоветском пространстве по данной тематике за последнее десятилетие.

Результаты анализа Ольга Каменчук и Эрик Нисбет представили на состоявшейся в НИУ ВШЭ конференции Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения (WAPOR) Survey Research and the Study of Social and Cultural Change.

Негативная макроэкономическая ситуация должна снижать мотивацию избирателей голосовать за правящую политическую партию, что логично и соответствует данным международных исследований. Однако в России первичные результаты проверки этой гипотезы оказались смешанными. Снижение уровня ВВП и рост безработицы повышают вероятность поддержки оппозиционных сил. Но рост инфляции потенциально добавляет голоса избирателей не оппозиции, а «Единой России». Потенциальная поддержка избирателями президента Владимира Путина была также более существенной в периоды высокой инфляции.

У социологов есть как минимум три возможных объяснения того, почему высокая инфляция, вопреки логике, мотивирует россиян отдавать предпочтение партии власти. "Во-первых, мы по-прежнему наблюдаем весьма высокие патерналистские настроения в обществе. Память о турбулентном периоде 1990-х довольно прочна, и люди надеются на то, что власть защитит их от всего, в том числе от высоких цен", — прокомментировала результаты анализа Ольга Каменчук. Во-вторых, люди могут считать высокую инфляцию результатом западных санкций, в которых большинство россиян не винит власти. В-третьих, характер освещения экономической ситуации в средствах массовой информации, объемы освещения, тональность также могли повлиять на ее восприятие.

В ходе исследования социологи проанализировали данные опросов ВЦИОМ с января 2014 по июнь 2016 года. Всего в фокус внимания попали 30 опросов, в которых принимали участие свыше 48 тысяч респондентов из разных регионов России. В качестве главных переменных фигурировали две группы данных — объективные данные экономической статистики (такие как ежемесячный уровень инфляции, ежемесячный уровень безработицы, а также квартальный рост ВВП) и субъективные оценки населения (уровень удовлетворенности политической и экономической ситуацией и одобрения политических лидеров и партий). Было построено несколько регрессионных моделей с использованием иерархических линейных моделей (HLM).

Ученые планируют продолжить исследование и выяснить, в том числе, какое влияние на политические предпочтения россиян оказали не только макроэкономические изменения, но и крупные события последних двух лет, которые вызвали большой резонанс. Речь идет об Олимпиаде в Сочи, присоединении Крыма, праздновании дня Победы, кампании России в Сирии.

См. также:

Почему буксуют общественные советы в России

Постсоветский авторитаризм не стал эффективным

Российские элиты далеки от демократии

Политические мемы формируют общественное мнение

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 19 сентября, 2016 г.