• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каких сотрудников ищут компании в Сети

При поиске работы интернет оказался эффективнее личных связей для половины соискателей.

Распространение интернета изменило подходы к поиску работы и подбору персонала. Специальные сайты и соцсети дополнили основной способ трудоустройства — личные связи, и успешно вытесняют все остальные, выяснили Сергей Рощин, Сергей Солнцев и студент Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Дмитрий Васильев в исследовании «Эволюция технологий поиска работы на рынке труда в интернет-эпоху»*.

«Охота» на сотрудника

Чаще всего работодатели ищут в интернете специалистов среднего звена. Реже — соискателей на позиции руководителей (здесь требуется серьезный отбор) и неквалифицированных работников (они не так часто пользуются компьютером).

Энергичнее действуют частные финансовые и торговые компании, в отстающих — госструктуры и предприятия «традиционных» отраслей экономики (строительство, добыча полезных ископаемых, промышленность, транспорт и связь).

При поиске персонала в Сети максимально активны фирмы с высокими зарплатами и хорошими финансовыми показателями. Компании с низкой зарплатой (до 20 тысяч рублей в месяц) к подобной активности склонны меньше. Поскольку интернет является недорогим способом найти работников, такой результат стал для исследователей неожиданным. «Вероятно, это связано с тем, — пояснили они, — что компании не рассматривают поиск работников через интернет как возможность снизить издержки на привлечение персонала».

В целом за пять лет (2010–2014 годы) роль интернета в «охоте» на сотрудников существенно выросла: в 2010 году к нему обращались 60% работодателей, через четыре года — уже 76%. Традиционные каналы — через службы занятости, СМИ, знакомых, рекрутинговые компании, учебные заведения — остались далеко позади. 

Рисунок 1. Динамика использования интернета и других каналов поиска работников российскими предприятиями в 2010–2014 годах, % от всех предприятий

Источник: опрос предприятий «Взаимодействие внешнего и внутреннего рынка труда» (ВВВРТ) НИУ ВШЭ, 2010–2014 годы.

Кто ищет вакансии в Сети

Использование интернета для поиска работы повышает вероятность трудоустройства на 4,5%, установили ученые.

Можно было бы предположить, что вакансии в онлайн в большей степени смотрят высококвалифицированные специалисты. Но исследование показало, что преимущество за средне- и неквалифицированным персоналом. Эти люди через онлайн-поиск устраиваются работать на предприятия легкой промышленности, в медучреждения, в сферу соцобеспечения, торговли, услуг и ЖКХ.

Таблица 1. Доля  работников, которые нашли  текущую  работу  через интернет, %

Источник: RLMS HSE, 2014 год.

Вероятность того, что человек при поиске вакансий обратится к интернету, растет вместе с уровнем образования и размером населенного пункта. Чаще всего таким способом работу ищут жители больших городов (Москва, Санкт-Петербург, областные центры) в возрасте 16–45 лет и с образованием выше среднего.

Будущее — в «паутине»

Сегодня поиск через интернет занимает второе место по популярности: большинство граждан традиционно предпочитает помощь родственников и знакомых. Однако если динамика использования личных связей остается стабильной, то интернет прибавляет кратно. К примеру, в 2006 году к нему обращались 13% занятых поиском, а в 2014 году — почти 50%.

Рисунок 2. Динамика методов поиска работы, % от всех занятых поиском

Источник: RLMS HSE, 2003–2014 годы.

В будущем Всемирную паутину как «поисковик» на рынке труда будут использовать и те, кто сейчас пользуется иными методами. Увеличится число обращений к интернету работников старших возрастов, лиц с низким уровнем образования, неквалифицированного персонала, прогнозируют ученые. Более активно станут искать персонал в Сети госпредприятия и компании с невысоким уровнем зарплат.

Также в интернет уйдут традиционные каналы поиска работы. В том числе их лидер — личные связи: трудоустроиться по знакомству по-прежнему возможно, но при этом будут активно использоваться соцсети, электронная почта и мессенджеры.
IQ

* Исследование основано на двух базах данных:

  • «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE) за 2006–2014 годы. Объем выборки: 4096 наблюдений.
  • Опрос предприятий «Взаимодействие внешнего и внутреннего рынка труда» (ВВВРТ) за 2010–2014 годы. Проводился ежегодно по заказу Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ среди предприятий РФ различных секторов экономики с численностью занятых от 30 человек. Объем выборки: 7847 наблюдений.

 АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Сергей Рощин, завлабораторией  исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ  ВШЭ.
Сергей Солнцев, замзаведующего ЛИРТ НИУ ВШЭ.
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 3 октября, 2016 г.