• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как малый бизнес принуждают к благотворительности

Помогать нуждающимся или нет, предприниматель решает сам, но в малых городах этот выбор только кажется свободным.

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Марина Чернышева, аспирант департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
 

Малые города задают особые правила благотворительности. Здесь, в отличие от мегаполисов, с ее помощью не строят имидж ради будущей выгоды. Но отказ от социальных отчислений может разрушить как личную репутацию, так и сам бизнес, выяснила Марина Чернышева в исследовании «Благотворительность малого и среднего бизнеса в малом городе: эмпирический анализ»*.

Поддерживая ближнего

Благотворительность в малом городе распространяется не на весь город, а на «свой круг».

«Свои» – это прежде всего родственники, друзья, знакомые, бывшие коллеги, учителя. Чаще всего поддержка оказывается школам, где учатся дети или где учился сам предприниматель. Это может быть ремонт класса, покупка спортивной формы для школьной команды и т.п.

«Своими» становятся и чужие — те, с кем не знаком лично, но кто вызывает личные переживания (например, ветераны войны).

Благодарности от своего круга предприниматели не ждут. Благотворительность они объясняют собственной заинтересованностью, совестью, верой в Бога.

«Это на уровне внутреннего состояния… Хвалиться этим не нужно…. Это не для того, чтобы получить грамоту или письмо», — пояснил один из бизнесменов.

В условиях небольшого города «круги “своих” становятся более интенсивными, так как “все друг друга знают”», отметила исследователь. Многое делается по дружбе, по знакомству и основано на доверии, вплоть до отсутствия контроля за расходованием средств.

«Просто оказываем помощь и все. Мы же не миллионами оказываем… Я знаю людей, которые просят оказать помощь. Я знаю, что уж они точно не поедут и эти деньги не прогуляют», — сказал один из респондентов.

Санкции для отказников

Бизнесмены принимают нормы солидарности сообщества, поэтому благотворительную деятельность воспринимают как добровольную. Но добровольной она не является: следование нормам поддерживается социальными санкциями. 

Коммерческая логика не всегда совпадает с «логикой солидарности». Чтобы избежать конфликта, предприниматель начинает искать баланс взаимоотношений с городским сообществом. В противном случае, ему грозят потеря личной репутации и ухудшение общественного мнения, от которых зависит успех бизнеса в долгосрочной перспективе.

«Можно отказаться от всего, но ты живешь в этом городе. Можно послать всех и набивать свои карманы. Но просто рано или поздно ты к кому-нибудь обратишься за помощью, даже просто с людьми общаясь, — рассказал один из коммерсантов. — Ну, кто-то расскажет, что ко мне те приходили, я им помог, а ты скажешь «я послал всех, никому не помогал». Тогда ты как предприниматель в их лице уже будешь некрасиво выглядеть».

Непубличная филантропия

Запросы на благотворительность предприниматели расценивают как должное и стараются не отказывать. Просящие же соблюдают меру. Во-первых, в малом городе видно, как живет предприятие, каковы его финансовые возможности. Во-вторых, важно просто не перестараться.

«Ну она (директор реабилитационного центра) знает, что злоупотреблять этим не надо, не только по отношению ко мне. Иначе она придет ко мне пять раз, а на шестой я скажу ей “не приходите”», — рассказал один из опрошенных.

«Комфортную сумму», то есть средства, которые бизнесмен готов потратить в определенный период, он делит среди всех пришедших. Первым просителям достается больше денег, остальным дают меньше.

«Могут раз в неделю приходить, а могут каждый день и даже по многу раз… Бывает так, что в один день сначала отдал 10 тысяч, потом еще 5 тысяч, пришел третий, ну, пришлось ему отказать, то есть дать тысячу», — привел пример оказания помощи бизнесмен.

Свою филантропию предприниматели не афишируют. Публичность способна ударить все по той же репутации: увеличится поток просителей, денег на всех не хватит, а отказы воспринимаются отрицательно.

Власть требует масштабных пожертвований

Благотворительность по запросам сообщества — это, как правило, небольшие, посильные затраты. Масштабные пожертвования начинаются, когда в дело вступает власть. Здесь жертвователи небескорыстны. В ответ они ждут преференций, например, льгот, снятия административных барьеров. Иначе в отношении к власти накапливается негатив, и бизнес перестает делать социальные отчисления.

Так, в исследованном районе Краснодарского края новый глава закрыл для местного бизнеса доступ к бюджетным ресурсам: к распределению заказов и земель допускались лишь приближенные фирмы. В итоге реакция местных: «У них есть объемы работ, пускай они и помогают».

Еще одно препятствие — формализация отношений между бизнесом и властью. Федеральные инициативы по борьбе с коррупцией усиливают проверки местных администраций. В этих условиях чиновники стараются лишний раз не привлекать к социальным проектам бизнес или требуют подтверждать партнерство документально. Последнее не подходит уже предпринимателям. Для того чтобы проводить благотворительность формально, им нужно показывать прибыль, а на это малый и средний бизнес не готов, пояснила исследователь.

Не хочешь – заставим

Власть может выстраивать взаимоотношения с бизнесом с позиции силы, требуя вложений и не обещая компенсаций. В случае отказа включается административное давление: инициируются проверки и штрафы санэпиднадзора, прокуратуры, экологов, пожарных. Так появляется «вынужденная благотворительность», приправленная дополнительными выплатами.

«В месяц уходит на благотворительность 100-150 тысяч рублей. Сюда входят и отчисления в ГИБДД, в центре заливаем бетон, приходят всякие — вам нужно спецразрешение... В общем, пришлось постоянную ставку в ГИБДД оформить. Теперь нас не трогают», — рассказал предприниматель.

Бизнес предпочитает платить, а власть за его счет — латать бюджетные дыры, резюмирует автор исследования.

*Исследование проведено в 2015–2016 годах в одном из муниципальных образований Краснодарского края (городское поселение численностью 50 тысяч человек).

Эмпирическая база исследования:

  • 21 интервью с руководителями малого и среднего бизнеса (строительство, обрабатывающие производства, торговля, услуги, сельское хозяйство). Использованы официальные критерии малого и среднего бизнеса, действовавшие в РФ до 2015 года: численность персонала (малый бизнес — до 100 человек, средний — до 250) и величина дохода (малый бизнес — до 400 млн рублей в год, средний — до 1000 млн рублей);
  • 13 интервью с получателями благотворительной помощи и экспертами: руководителями некоммерческих, бюджетных организаций, представителями власти, местных СМИ.

См. также:

Зачем волонтеры помогают людям

Социальная активность приносит бизнесу привилегии

Социально активные компании более конкурентоспособны

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 13 октября, 2016 г.