• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как спасти речь при операции на мозге

Открытие нейролингвистов НИУ ВШЭ поможет в лечении речевых нарушений.

В течение семидесяти лет считалось, что нарушения восприятия пространственных отношений, в том числе отражающихся в речи, возникают при повреждении височно-теменно-затылочной коры левого полушария головного мозга. Сотрудники Лаборатории нейролингвистики ВШЭ установили, что более критичным является поражение проводящих путей, которые ведут к этой зоне. Это открытие может иметь имеет важное значение для понимания, как язык представлен в мозге, а также для практической нейрохирургии.

Исследователи представили свою работу «Toward a Functional Neuroanatomy of Semantic Aphasia: A History and Ten New Cases», описывающую 10 современных случаев семантической афазии, в научном журнале Cortex.

География травмы

В середине прошлого века выдающийся российский нейропсихолог Александр Лурия включил семантическую афазию в свою классификацию афазий (речевых нарушений), продемонстрировав, что дефицит логических связей между словами в предложениях совпадает с нелингвистическими (пространственными) нарушениями.

При семантической афазии страдают пространственные отношения, что отражается и в повседневной жизни, и в языке. В частности, больные плохо ориентируются в карте собственного тела, не могут зеркально отображать движения других людей, испытывают сложности с ментальным вращением геометрических фигур.


Языковые сложности — также одна из форм проявления общего пространственного дефицита. Например, при том что пациент с легкостью понимает простые предложения, если грамматическая конструкция отражает пространственные отношения (которые можно описать предлогами в, за, над, под) или квази-пространственные отношения (что-то выше, больше, раньше, позже чего-то), больной испытывает значительные трудности в установлении связей между обозначенными объектами.

Основываясь на своих исследованиях огнестрельных ранений во время Великой Отечественной войны, Александр Лурия показал, что семантическая афазия возникает при очень специфических поражениях корковых отделов левого полушария: пересечения височной, теменной и затылочной (ТРО) областей. И вплоть до этого года ученые вели речь только о том, что семантическая афазия и пространственные нарушения самого широкого спектра возникают при поражении этих отделов кортекса (лат. — cortex cerebri — кора головного мозга — слой серого вещества толщиной 1,3-4,5 мм.).

Смещение «языковой» зоны

 «С помощью современных методов нейровизуализации нам удалось расширить нейроанатомическую модель Александра Лурии за счет включения в нее проводящих путей — пучков аксонов, соединяющих различные корковые отделы», — говорит руководитель Лаборатории и первый автор статьи Ольга Драгой. — Данные структурной магнитно-резонансной томографии показали, что не у всех наших пациентов есть нарушения височно-теменно-затылочной коры головного мозга, а вот нарушения в проводящих трактах, которые приходят в эту зону (длинного и заднего сегментов дугообразного пучка, нижнего лобно-затылочного, нижнего продольного и верхнего продольного пучков, а также мозолистого тела) наблюдаются у большинства».


Таким образом, есть все основания говорить о том, что для возникновения семантической афазии более критичным является поражение проводящих путей, которые ведут к височно-теменно-затылочному кортексу, чем поражения его самого.

Это открытие расширяет научные представления о мозговой архитектуре языка, подчеркивая интерактивный характер языковых процессов, когда использование языка — не работа нескольких основных «языковых» зон, а результат постоянного взаимодействия между множеством отделов мозга.

Кроме того, сделанное открытие подсказывает важный практический вывод: при необходимости резекции опухоли мозга в височно-теменно-затылочной области, возможно, более критичным для дальнейшего качества жизни пациента и его языковой компетенции окажется сохранение прилегающих проводящих путей, а не самого этого коркового отдела. Эта идея, однако, нуждается в более тщательной проверке.

Автор текста: Мезенцева Людмила Викторовна, 1 ноября, 2016 г.