• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как создаются мифы об одиночестве

Экономическая и социальная независимость современного человека трансформирует, но не уничтожает традиционные ценности.

АВТОР ДОКЛАДА:

Любовь Борусяк, доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ.

Тема одиночества и разобщенности современных людей — предмет не только многочисленных социальных исследований. Она часто оказывается в центре кинематографических произведений, в том числе документальных. Пример тому — «Шведская теория любви» — один из наиболее ярких фильмов прошедшего в Москве фестиваля кино о науке и технологиях 360°, партнером которого выступил НИУ ВШЭ.

Фильм впечатляет демонстрируемым масштабом разрушения традиционных ценностей в среде современных шведов. Однако более пристальный анализ ситуации в России и других странах показывает, насколько неоднозначна поднятая шведскими кинематографистами проблема. Об этом на лекции «Общество одиноких сердец: грозит ли это нам?», состоявшейся после показа фильма, рассказала Любовь Борусяк.

Зачем уезжать в африканскую деревню

В 1970-е годы в Швеции, как рассказывают авторы фильма, был запущен эксперимент по созданию общества независимых, самостоятельных людей. Речь идет о предоставлении максимальной возможности для самореализации и личной свободы каждому гражданину. Но спустя десятилетия страна столкнулась с побочными следствиями эксперимента. Внешне благополучные, обеспеченные шведы, много и успешно работающие, оказались заложниками собственной свободы и независимости. Близкие родственные связи часто утрачены, каждый второй живет один, каждый четвертый умирает в одиночестве, рассказывают авторы фильма.

Одна из главных причин этого, как следует из фильма, — массовая ценностная переориентация современных людей на автономию и независимость. Общество, где каждый сам по себе, вынуждает отчаявшихся и несогласных искать настоящее человеческое тепло и поддержку в лесных коммунах единомышленников. Или уезжать в африканские деревни.  Именно это сделал один из персонажей фильма — шведский доктор, который понял, что его не устраивает скучная, благополучная жизнь, в которой нет места единению и взаимопомощи.

Кадр из фильма Эрика Гандини «Шведская теория любви», Швеция, 2015 год

В фильме отсутствуют кадры, где фигурировала бы семья или компания близких людей, кроме упомянутых «обитателей» леса. Тем не менее, перед зрителем предстают то коллективы волонтеров, разыскивающих пропавших людей, то мигранты, которые на вопрос: «Как дела?» учатся отвечать кратко и без подробностей, потому что «шведы не любят болтать». Рисуется мрачная картинка повсеместного одиночества. Сбежавшие чудаки, не выдержавшие "груза" свободы и индивидуализма, по сути, тоже оказываются одиночками, поскольку покидают аутентичную среду обитания.

Где живут альтруисты

В каждой стране можно встретить как людей, ориентированных на заботу о других, так и индивидуалистов, нацеленных в первую очередь на личные достижения. Одна из самых «дефицитных» социальных групп в Европе — «независимые альтруисты» — люди, готовые помогать другим, но ничего не ждущие при этом взамен. Исследование ученых НИУ ВШЭ показало, что больше всего таких людей живет в странах Северной и Западной Европы, меньше всего — на постсоветском пространстве. Одна из причин этого в том, что люди в постсоветских обществах на фоне экономических реформ и падения уровня жизни в большей степени сконцентрированы на личном финансовом успехе и т.п., чем жители благополучных стран.

Семья стала другой

Судя по фильму, шведы должны быть не очень счастливы или менее счастливы, чем жители других стран. Но результаты исследований это не подтверждают, рассказала Любовь Борусяк. Так, например, во всемирном индексе счастья Швеция занимает 52 место из 151. Для сравнения: Франция на 50 месте, США на 105, Россия на 122. Один из параметров индекса — субъективная удовлетворенность людей жизнью. То есть шведы точно не менее, а то и более счастливы, чем жители других европейских стран.


Это повод как минимум задуматься о том, на самом ли деле жители скандинавской страны настолько одиноки и отчуждены друг от друга. Создатели фильма обсуждают тенденцию появления все большего количества добровольных матерей-одиночек, не желающих обременять себя брачными узами.

Между тем, как отметила Любовь Борусяк, на улицах шведских городов можно нередко встретить мужчин с колясками, а шведское правительство поощряет молодых пап брать отпуск по уходу за детьми. Суммарный коэффициент рождаемостив Швеции по европейским меркам достаточно высокий — 1,98. Для сравнения: во Франции, которая лидирует по этому показателю в Европе — 2,08, в России — 1,61. Тем не менее, имея совместных детей, многие шведы не состоят в официальном браке. Этому способствует в том числе солидный размер пособий, которые выплачивают матерям-одиночкам.

За 1966-1974 годы коэффициент брачности в Швеции снизился на 40%, сегодня он ниже, чем в любой другой развитой стране. Однако совместное проживание без заключения брачного союза остается довольно частым явлением и достигает, например, 50% среди мужчин в возрасте от 25 до 29 лет. Половина детей рождается вне брака.

Как утрачиваются близкие связи

Картинка общества, в котором распространено стремление к личной автономии, по сути отражает тенденции, характерные для многих стран. Но в Швеции они видны лучше, чем где либо.

Так, социальные службы регулярно обнаруживают тела давно умерших пожилых людей, о смерти которых никто не знал. Это происходит по двум причинам: банковские автоплатежи могут работать без сбоя месяцами и годами, поэтому банки, коммунальные службы вряд ли заметят уход человека, а близкие просто могут быть не в курсе, потому что подолгу не контактировали с умершим родственником.


Представить такое в российских условиях, по крайней мере в виде частых явлений, сложно. В фильме известный социолог Зигмунт Бауман рассуждает об обратной стороне благополучия. Когда все проблемы решены, у людей, по его мнению, пропадает мотивация быть вместе. Денег на счетах достаточно, социальные и бытовые вопросы легко решаются, потребность в общении удовлетворяет интернет.

Одиночество внутри

Одиночество — это не только отсутствующие отношения с другими. Более того, быть одному, в уединении не обязательно означает чувствовать себя одиноким. Одиночество, как отмечает основатель современного экзистенциального анализа Альфрид Лэнглэ, это прежде всего расстройство отношений и с другими, и с самим собой. То есть одиночество имеет два полюса — внешний и внутренний. Если человек связан сам с собой, тогда он чувствует себя связанным со всем миром.

Можно пойти дальше и сделать вывод о том, на чем держится сплоченность семей в России и во многих других странах, и какие процессы эти страны ждут в будущем.

Но вряд ли тезис о мотивации к сплоченности — однозначный ответ на вопрос, почему утрачиваются близкие связи. Есть еще, например, национальные особенности. Очевидно одно: Швеция достигла определенного уровня развития общества, при котором каждый человек имеет шанс быть достаточно самостоятельным. Вопрос в том, какой будет следующая ступень развития, в том числе в плане социальных взаимоотношений.

Десять современных фильмов об одиночестве:

  • Трудности перевода (США, 2003, реж. София Кополла)
  • Джульетта (Испания, 2016, реж. Педро Альмадовар)
  • Мать и дитя (США, 2009, реж. Родриго Гарсия)
  • Одиночество в сети (Польша, 2006, реж. Витольд Адамек)
  • Море внутри (Испания, Франция, Италия, 2004, реж. Алехандро Аменабар)
  • Часы (США, 2002, реж. Стивен Долдри)
  • Гран Торино (США, 2008, реж. Клинт Иствуд)
  • Изгнание (Россия, 2007, реж. Александр Звягинцев)
  • Она (США, 2013, реж. СпайкДжонз)
  • Одинокий мужчина (США, 2009, реж. Том Форд)

См. также:

Жители мегаполисов сознательно выбирают одиночество

Капитализм порождает одиноких индивидуалистов

Институт семьи стремится к неформальности

Уровень счастья одиноких людей снижается с возрастом

Одиночество имеет два полюса

На постсоветском пространстве не хватает альтруистов

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 15 ноября, 2016 г.