• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Почему рыбачить легче, чем плавать

Ученые ВШЭ сравнили активность мозга у людей при понимании инструментальных и неинструментальных глаголов.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Светлана Малютина, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории (НУЛ) нейролингвистики НИУ ВШЭ.
Мария Иванова, старший научный сотрудник НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ.
Ольга Драгой, заведующий НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ.
Анна Лауринавичюте, младший научный сотрудник НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ.

Исследование, проведенное международной группой ученых, в состав которой входили сотрудники НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ показало, что пациентам с афазией (нарушения речи из-за инсульта или травмы головы) проще самостоятельно порождать инструментальные глаголы.

Инструментальные глаголы обозначают действие, выполняемое с помощью какого-либо орудия, инструмента. Например, рыбачить (удочкой), резать (ножом), рубить (топором).

Именно задания с инструментальными глаголами пациенты с афазией выполняют успешнее, чем задания с неинструментальными глаголами.

Неинструментальные глаголы обозначают действие, для выполнения которого инструменты необязательны, его можно выполнить голыми руками (например, плавать).

 Этот эффект объясняется большей смысловой насыщенностью (наличием дополнительного обязательного семантического компонента — орудия) инструментальных глаголов, и эта насыщенность облегчает активацию глагола.


«Возник вопрос, как этот эффект проявляется на мозговом уровне, за счет каких мозговых механизмов возникают различия в языковой обработке инструментальных и неинструментальных глаголов в целом. И мы решили исследовать влияние инструментальности на активацию мозга в группе здоровых людей без речевых расстройств», — рассказала Ольга Драгой.

Эксперимент был проведен в сотрудничестве с Мюнхенским университетом Людвига Максимилиана. Участники эксперимента подбирали к глаголам — как инструментальным, так и неинструментальным, — подходящие существительные. Например, им предлагалось выбрать, какое из существительных хлеб или кровь больше подходит к глаголу резать, в то время как им делали функциональную магнитно-резонансную томографию.

Полученные результаты свидетельствуют, что обработка неинструментальных глаголов по сравнению с инструментальными требует дополнительной активации разных отделов мозга. В том числе, лобных и височных отделов левого полушария, традиционно связанных с языковой деятельностью и, как правило, пораженных при афазии.

Таким образом, становится понятно, почему пациенты с афазией испытывают трудности с неинструментальными глаголами типа плавать и, наоборот, более успешны в случае таких глаголов, как рыбачить: пораженный мозг пациентов с афазией хуже обеспечивает дополнительную активацию, требуемую для порождения и понимания неинструментальных глаголов.

См. также:

Как спасти речь при операции на мозге

Почему мужчинам сложнее переключиться с одной задачи на другую

Наука о мозге часто подменяется мифами

Как знание иностранных языков влияет на работу мозга

Выбор вознаграждения зависит от особенностей работы мозга

Материалы по теме

Чего не хватает государственной педиатрии

Ограничения в выборе врача и поверхностное отношение к ребенку вызывают недовольство родителей педиатрической помощью.

Почему смертность от ВИЧ не снижается

В массовом сознании заражение вирусом иммунодефицита человека все еще считается проблемой маргиналов. Это затрудняет борьбу с болезнью.

Как в больницах восприняли реформу здравоохранения

Реорганизация поликлиник очень по-разному отразились на медиках. Одни сотрудники только выиграли, другие — вынужденно смирились с новыми условиями работы.

К чему приводят исторические травмы: самые интересные исследования, проведенные учеными НИУ ВШЭ

Журналист Борис Грозовский специально для IQ.hse.ru из сотен исследований, сделанных учеными НИУ ВШЭ за последние три года, выбрал 35 — те, с которыми обязательно нужно ознакомиться.

Как люди с ВИЧ справляются с дискриминацией

Неформальные организации — единственное место, где ВИЧ-положительные могут публично и открыто говорить о своих проблемах, не опасаясь последствий.

Не глаголом единым, или Как слова «разогревают» мозг

Повторение не только глагола, но и других слов одинаково усиливает эффект синтаксического прайминга, то есть склонность к воспроизведению только что услышанных речевых конструкций.