• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему рыбачить легче, чем плавать

Исследование, проведенное международной группой ученых, в состав которой входили сотрудники НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ показало, что пациентам с афазией (нарушения речи из-за инсульта или травмы головы) проще самостоятельно порождать инструментальные глаголы.

Инструментальные глаголы обозначают действие, выполняемое с помощью какого-либо орудия, инструмента. Например, рыбачить (удочкой), резать (ножом), рубить (топором). Именно задания с инструментальными глаголами пациенты с афазией выполняют успешнее, чем задания с неинструментальными глаголами.

Неинструментальные глаголы обозначают действие, для выполнения которого инструменты необязательны, его можно выполнить голыми руками (например, плавать).

 Этот эффект объясняется большей смысловой насыщенностью (наличием дополнительного обязательного семантического компонента — орудия) инструментальных глаголов, и эта насыщенность облегчает активацию глагола.


«Возник вопрос, как этот эффект проявляется на мозговом уровне, за счет каких мозговых механизмов возникают различия в языковой обработке инструментальных и неинструментальных глаголов в целом. И мы решили исследовать влияние инструментальности на активацию мозга в группе здоровых людей без речевых расстройств», — рассказала Ольга Драгой.

Эксперимент был проведен в сотрудничестве с Мюнхенским университетом Людвига Максимилиана. Участники эксперимента подбирали к глаголам — как инструментальным, так и неинструментальным, — подходящие существительные. Например, им предлагалось выбрать, какое из существительных хлеб или кровь больше подходит к глаголу резать, в то время как им делали функциональную магнитно-резонансную томографию.

Полученные результаты свидетельствуют, что обработка неинструментальных глаголов по сравнению с инструментальными требует дополнительной активации разных отделов мозга. В том числе, лобных и височных отделов левого полушария, традиционно связанных с языковой деятельностью и, как правило, пораженных при афазии.

Таким образом, становится понятно, почему пациенты с афазией испытывают трудности с неинструментальными глаголами типа плавать и, наоборот, более успешны в случае таких глаголов, как рыбачить: пораженный мозг пациентов с афазией хуже обеспечивает дополнительную активацию, требуемую для порождения и понимания неинструментальных глаголов.
IQ

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Светлана Малютина, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории (НУЛ) нейролингвистики НИУ ВШЭ.
Мария Иванова, старший научный сотрудник НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ.
Ольга Драгой, заведующий НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ.
Анна Лауринавичюте, младший научный сотрудник НУЛ нейролингвистики НИУ ВШЭ.
Автор текста: Мезенцева Людмила Викторовна, 7 декабря, 2016 г.