• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Почему пользователи становятся изобретателями

Дефицит товаров и услуг способствует появлению инноваций в развивающихся странах.
13 декабря, 2016 г.

авторы исследования:

Константин Фурсов, доцент, завотделом исследований результативности научно-технической деятельности Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Джонатан Линтон, профессор Университета Оттавы (Канада), завлабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Елена Чернович, студентка магистратуры факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Пользовательские инновации происходят в странах, находящихся на разном уровне экономического развития. Нередко появление нового продукта не связано с получением коммерческой выгоды, выяснили в ходе исследования «Пользовательские инновации в советский период: аналоги в развивающихся экономиках» Константин Фурсов, Джонатан Линтон и Елена Чернович.*

Что изобретают потребители

Масштабы потребительских инноваций впечатляют. По данным зарубежных исследований, в последние десятилетия наиболее активно изобретатели разрабатывали научное и медицинское оборудование, спортивные тренажеры, производственые детали, оборудование для информационных систем, программное обеспечение.

Где потребители обеспечивают инновации?

  • 80% — научное оборудование.
  • 37,8% — спорт.
  • 36% — производство.
  • 26% — информационные системы.
  • 24,3% — программное обеспечение.
  • 22% — хирургическое оборудование.
  • 19,2% — катание на горных велосипедах.
  • 9,8% — потребительские товары.

Почему пользователи становятся изобретателями, какие мотивы ими движут и к чему приводят, кроме появления новых товаров и услуг? Для ответа на эти вопросы ученые проанализировали инновационные разработки, реализованные в государствах с непохожей экономикой и политическим строем.

От «бубликов» до 3D-принтеров

Образец инноваций в условиях дефицита потребтоваров, отсутствия рынка и стимулов для создания конкурентоспособных продуктов дал СССР.

Советское государство традиционно поддерживало развитие спорта, однако производство спортивного оборудования для массового потребителя в число приоритетов не входило. Например, поклонникам водного туризма было сложно найти качественные лодки для участия в гонках. Но в спортивных командах, сформированных в университетах или на предприятиях, всегда находились люди с инженерными знаниями и навыками. Именно они в 70-х–начале 80-х годов бросили вызов проблеме.

Сначала были усовершенствованы тяжелые и неустойчивые байдарки, выпускаемые советской промышленностью. К 1977 году силами туристических команд построены компактные и маневренные суда с конструкциями из алюминиевых сплавов и надувными баллонами вдоль бортов. В 1986 году впервые протестирована новая модификация, предназначенная для прохождения порогов высокой сложности, — лодка-«бублик»: соединенные рамой два надувных элемента, где сидели гребцы. Все эти решения до сих пор не имеют прямых аналогов в мире.

Кроме лодок так же, то есть без опоры на финансовые стимулы и производственные мощности, изобретатели-любители модернизировали оборудование для водного слалома: одежду, палатки, спальные мешки и др. В 1990-е годы многие из туристов основали фирмы по производству спортивного инвентаря и большая часть разработанных ими продуктов вышла на рынок.

Пример инноваций в исторически неинновационной экономике нашелся в Африке. В Нигерии для борьбы с поддельными лекарствами энтузиасты запустили технологию, основанную на мобильной телефонии. Каждый желающий мог отсканировать код медицинского препарата, отправить его по sms и получить информацию о происхождении медсредства. Это изменило ситуацию в стране, а компания Sproxil , основанная в 2009 году для продвижения новой услуги, со временем расширила свою географию и начала работать в Кении, Индии, Мексике, Саудовской Аравии, Пакистане. В этих странах проблема использования оригинальных лекарственных препаратов стоит не менее остро.

Инициаторы африканского ноу-хау заручились поддержкой местного Минздрава. Движущей силой одной из инноваций в США стало сообщество пользователей. Исследователь из Рочестерского технологического института Джон Скул, не сумев найти финансирование для проекта по созданию механических ручных протезов для детей, основал электронную платформу e-Nable — интернет-сообщество, объединившее на благотворительных началах дизайнеров, изготовителей персональных протезов на 3D-принтерах и потребителей этой продукции. В течение двух лет e-Nable пополнилось пятью тысячами сторонников, а бесплатные протезы получили нуждающиеся в 40 странах.

Прогресс не ради прибыли

Примеры подтверждают, что появление инноваций не ограничено рыночными экономиками Запада. Новые продукты и услуги могут быть разработаны в разных экономических и политических системах: в нерыночном пространстве под управлением государства (дизайн лодок в СССР), на исторически непаханом поле инноваций в развивающихся странах (Sproxil), на основе информационно-коммуникационных технологий в глобальном пространстве (e-Nable).

Главное, что объединяет эти случаи, — высокая мотивация инноваторов, которая нацелена прежде всего на решение актуальной для общества проблемы и лишь затем на извлечение финансовой выгоды.

Стимулы для инноваций:

  • удовлетворение личных потребностей (больший комфорт при пользовании продуктами и услугами);
  • получение каких-либо преимуществ (победа в соревнованиях и т.п.);
  • потребность использовать существующие технологии и инфраструктуру;
  • творческий интерес;
  • тренировка навыков;
  • безопасность (не случайно значительное развитие инноваций приходится на военные периоды, когда в первую очередь важна защита, а не получение прибыли).

Реализация этих мотивов, отметили исследователи, как и понимание того, что новая продукция появляется не только по экономическим соображениям, приводят к глобальным результатам: от производства товаров и стимулирования развития промышленности до вовлечения граждан в выполнение социального заказа.

*Доклад по результатам исследования был представлен в НИУ ВШЭ на VI Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика».

См. также:

Как Россия выглядит в мировом рейтинге инноваций

Что и зачем изобретают россияне

Для развития инноваций люди важнее денег

Материалы по теме

Естественный инновационный отбор

Подведены первые итоги государственной программы поддержки территориальных кластеров

Где инноваторам жить хорошо

Ученые НИУ ВШЭ впервые измерили готовность российских регионов к будущему.

Как технологии меняют экономику

Как инновации изменили мир и в каких отраслях Россия может занять лидирующие позиции, рассказал глава Внешэкономбанка Сергей Горьков.

Пять научных фактов об инновациях

Новые технологии делают мир комфортнее, но не все из них россияне готовы впустить в свою жизнь.