• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Как подделки выходят на рынок

Экономический кризис и снижение доходов населения привели к росту нелегальной торговли в России.
22 декабря, 2016 г.

Общий объем незаконного оборота продукции на основных потребительских рынках составил около 2,5 трлн рублей, или 9% объема розничной торговли в стране, выяснили эксперты Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ в исследовании «Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия»*.

Результаты работы, проведенной по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок («РусБренд»), были представлены первым проректором НИУ ВШЭ, заведующим ЛЭСИ Вадимом Радаевым и исполнительным директором содружества «РусБренд» Алексеем Поповичевым 21 декабря на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс».

Дело — табак

Исследователи изучили ситуацию на семи рынках, суммарно дающих 60% оборота розничной торговли в России: продовольственных товаров, алкоголя, табачных изделий, изделий легкой промышленности (в том числе спортивной одежды), парфюмерии/косметики, предметов личной гигиены, чистящих и моющих средств.

Общий объем незаконного оборота на них в 2015 году составил около 2,5 трлн рублей (15% от всего оборота исследуемых рынков).

Лидируют сегменты алкоголя, изделий легкой промышленности, парфюмерии/косметики и продовольствия. В незаконном обороте здесь соответственно около 40%, 35%, 20% и 10% продукции. На последних строчках — чистящие и моющие средства (5%), товары личной гигиены (5%) и табак (4%).

От серого импорта до подделок

На разных рынках доминируют различные формы незаконного оборота продукции. К примеру, сегмент одежды и меховых изделий отличается серым импортом (ввоз товаров с занижением таможенных пошлин в целях уклонения от уплаты налогов). Таким путем в Россию попадает 97% мехов и меховых изделий из Китая, 71% верхней одежды из стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз: Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Россия), 89% спортивной одежды из Турции.

Среди изделий легкой промышленности, парфюмерии, косметики и бытовой химии около 10–20%  контрафактной продукции (подделки под известные бренды).

В сфере продовольственных товаров «царит» фальсификат (продукция с неполной или недостоверной информацией о ее характеристиках). На рыбном рынке его около 40–50%, на молочном — около 10–20%, среди полусладких и игристых вин — около 30%.

Неучтенный оборот (производство и продажа продукции без учета в Федеральной налоговой службе РФ) преобладает в сегменте водки и ликероводочных изделий — 42%.

Транзитом по эмбарго

Определить незаконную продукцию рядовому покупателю не так-то просто. Повышается ее качество, производство от кустарного переходит к промышленному. Цена не всегда служит четким ориентиром.

Розничные цены добросовестных и сомнительных продавцов могут отличаться в два-три раза (при откровенных подделках — более чем 10 раз). Однако по многим товарам разница не превышает 10–15%. Кроме того, незаконная продукция может быть дороже, а крупные легальные игроки применяют большие ценовые скидки.

Главными каналами реализации подделок остаются небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли. При этом на 1–8% увеличилась доля продаж через интернет, в первую очередь одежды, обуви, парфюмерии и косметики.

Рынки нелегальной торговли постоянно меняются. Так, после введения продовольственного эмбарго в ответ на антироссийские санкции стали использоваться транзитные схемы. Например, в 2014–2015 годах импорт сыра и творога из Нидерландов в Россию сократился в два раза, а в Беларусь увеличился в 10 раз. Доля Беларуси в импорте в Россию сыра и сливочного масла выросла с 25–30% до 80%.

Шлагбаумы для нелегалов

Ужесточение российского законодательства и активное применение законов повышают эффективность противодействия нелегальному товарообороту.  

Только по незаконному использованию товарных знаков с 2004 по 2015 год в 6–7 раз увеличилось количество дел, возбужденных таможенными органами, почти в 10 раз выросло число дел в арбитражных судах, в 13–14 раз — количество участников рынка, получивших уголовное наказание.

Активнее стали сами правообладатели. Число торговых марок, включенных в реестр таможенной службы России, выросло более чем в девять раз (в 2004 году их было 404, в 2015 году — 3860).

Свою роль в позитивных трендах сыграли возвращение ранее отмененной уголовной ответственности за контрабанду продукции, повышение штрафов за операции с немаркированными товарами, установление ответственности за введение потребителей в заблуждение и т.д.

На борьбу — единым фронтом

Однако принятых мер пока недостаточно, отметил Вадим Радаев: не хватает контроля правоохранителей над внутренними рынками; не удается решить проблему хранения вещественных доказательств, уничтожения контрафактной продукции и оборудования; незаконному перетоку продукции на пространстве ЕАЭС способствует разница акцизной политики стран.

В нынешних сложных экономических условиях, по мнению Алексея Поповичева, «как никогда остро встает вопрос совершенствования взаимодействия госорганов и добросовестных участников рынка в целях противодействия нелегальной торговле и распространению контрафактной продукцией как в России, так и в рамках ЕвразЭС».

Усилить противодействие, считают эксперты, также помогут:

  • технологическое усложнение производства оригинальной продукции;
  • переход от ценовой конкуренции к конкуренции качеством;
  • локализация производства глобальными операторами;
  • заинтересованность растущей крупной сетевой розницы в очищении рынка;
  • повышение грамотности потребителей.

СЛОВАРЬ

Незаконный оборот продукции — производство и распространение продукции, осуществляемое с нарушением действующего законодательства РФ и международных договоров.

Формы незаконного оборота продукции:

Контрафактная продукция — выпущенная с неправомочным размещением на ней (подделкой) товарных знаков.

Фальсифицированная продукция — сопровождаемая неполной или недостоверной информацией о ее составе, характеристиках или свойствах в целях введения потребителей в заблуждение.

"Серый" импорт — ввоз товаров с недостоверным декларированием в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и НДС.

Контрабанда ("черный" импорт) — ввоз товаров без таможенного оформления или ввоз запрещенных товаров.

Параллельный импорт — импорт товара, защищенного товарным знаком, без авторизации правообладателя.

Неучтенный оборот продукции — незаконное производство и продажа продукции без учета в ФНС России, связанные с уклонением от уплаты налогов.

*База исследования:

Ведомственная статистика: Росстат, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, Роспатент, Федеральная таможенная служба, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Евразийская экономическая комиссия.

Данные международных агентств: Euromonitor International, Nielsen, UN Comtrade.

26 углубленных интервью с представителями компаний и экспертами.

56 стандартизованных анкет от компаний.

Ценовой аудит по 19 видам товаров.

Данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) и других опросов населения.

Аналитические материалы НИУ ВШЭ и других центров, материалы компаний.


 
Презентация исследования
(PPTX, 6.52 Мб)

 

Материалы по теме

Обыватели и инвесторы

Как связаны потребление и гражданская активность

Потребители в Сети

Что влияет на удовлетворенность покупками в интернете

Почему в России не хватает молока

Некачественная продукция заняла четверть российского молочного рынка, в сегменте сыров ее доля достигает 80%.

Какая реклама увеличивает прибыль фирмы

Реклама в интернете, на билбордах и региональных телеканалах наиболее эффективна.

Пять научных фактов о российских потребителях

IQ.hse.ru собрал научные факты о российских потребителях, которые установили ученые НИУ ВШЭ.

Потребители потеряли уверенность

Первые месяцы 2016 года российский потребитель прожил пессимистом. Настроения населения приблизились к антирекордам прошлых лет, отметили эксперты НИУ ВШЭ в очередном мониторинге потребительских настроений россиян.