• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему инженерия остается мужским занятием

Чисто мужских профессий осталось немного. Инженер — одна из них. Среди ее особых примет — «диктат» математического мышления, умственные перегрузки и ночные бдения над изобретениями

Мужчины «монополизировали» инженерное дело много веков назад. Таким «клубом для джентльменов» инженерно-технические профессии* остаются и по сей день, выяснили социологи Высшей школы экономики в ходе интервью** с разными поколениями представителей специальности. Результаты качественного исследования опубликованы в статье «Профессиональная культура российских инженерно-технических специалистов: универсальные элементы». IQ.HSE выделил четыре причины гендерного «уклона» работы инженера.

Первая причина: «мужское» мышление

Рациональность, системность, математическое восприятие мира составляют основу инженерного дела. Инженеры мыслят алгоритмами, «поверяют алгеброй гармонию». Причем математика в этом случае никак не стесняет творчества, а, наоборот, помогает ему. «Порядок освобождает мысль», — считал основоположник космонавтики, конструктор Сергей Королев.

Похожей логикой руководствуются и респонденты. «Когда мне ставят задачу и спрашивают: «Можно ли это сделать?», я всегда отвечаю: «Если это можно описать математически, все можно сделать. Если вы хотите фантазировать и не опираться на математическую основу, то реализовать это невозможно», — замечает инженер 46 лет.

Между тем, «математизм» мышления традиционно считается мужским свойством. Этот гендерный стереотип действует и на решения девушек, которые довольно редко выбирают инженерные специальности (область STEM — Science, Technology, Engineering and Mathematics; см. Почему девушки не идут в математику). Даже если женщины заканчивают образование в сфере STEM, они гораздо реже остаются в ней, чем мужчины. Тем самым, в профессии происходит гендерный «самоотбор».

Вторая причина: «маскулинные» отношения с техникой


Профессиональная культура инженерии считается «маскулинной» не только из-за рациональности мышления «технарей», но и в силу исторической традиции. Развитие техники и технологий веками «находилось в руках мужчин», отмечает Роман Абрамов. Некоторые отрасли инженерии до сих пор считаются почти стопроцентно «мужскими» — например, обработка металла, строительство судов и домов.

«Маскулинность» инженерного дела влияет и на женщин, которые заняты в этой сфере. Дамы-технари, согласно ряду исследований, принимают маскулинные установки и нормы взаимодействия в процессе труда. «Это можно видеть даже на примере позднего советского кинематографа, где женщины-инженеры и руководители производств нередко показывались как «синие чулки», для которых работа была важнее семьи», — говорит Роман Абрамов.

Американские исследователи Дж.Макилви и Дж.Робинсон отмечали, что маскулинная инженерная культура ясно заявляет о себе, начиная с образования и заканчивая рабочим местом технического специалиста. В этой мужской «копилке» — «увлеченность технологиями, экспертиза как ремесло и агрессивный стиль самопрезентации». McIlwee J.S., Robinson J.G. Women in engineering: Gender, power and workplace culture. Albany: State University of New York Press, 1992.

В то же время, в России ситуация с «мужественностью» технических специальностей более сложная. Советское государство стимулировало получение женщинами инженерного образования. Тем не менее, мемуары советских технических специалистов свидетельствуют, что нередко в конструкторских бюро и НИИ женщинам-инженерам отводились чисто административные функции, подчеркивает Роман Абрамов. Женщины решали не технические, а бюрократические задачи. 

Нужно также учесть, что в разных отраслях инженерии традиции и специфика труда  различны. У программистов «маскулинность» — не столь яркий элемент профессиональной культуры, как у инженеров-строителей. Тем самым, гендерные пропорции могут варьироваться по направлениям сферы.  

Как бы то ни было, большинство респондентов говорили, что учились на «мужских специальностях». Среди их сокурсников было мало девушек. «Я окончил машиностроительный факультет, кафедра кибернетики, — рассказывает инженер 28 лет. — В двух группах моей специальности училось по тридцать человек, в каждой по четыре девушки».

В России, по данным Росстата, доля девушек среди выпускников факультетов физики и математики составляет около 20%. Та же ситуация в области информационных технологий.

Третья причина: неженская интенсивность труда

Девиз инженеров — «работать много и напряженно» — говорит о «мужском», очень интенсивном, нелегком ритме труда. Подобные перегрузки, умственные и физические, требуют немалой выносливости, стойкости и определенного мужества.

Такой ритм жизни инженерия унаследовала от советских конструкторских бюро и НИИ периода Великой Отечественной войны, а также послевоенного технологического рывка. Преодоление серьезных вызовов «встроено» в профессию. «Ракета под водой — это абсурд, — говорил Сергей Королев. — Но именно поэтому я возьмусь сделать это». При этом предполагается, что на вызов нужно уметь ответить в как можно более короткие сроки. В похожем  стиле, с напряжением воли и интеллекта, трудились и конструкторские отделы крупных зарубежных компаний. «Трудный поиск лучшего инженерного решения — универсальный элемент профессиональной культуры технических специалистов», — комментирует Абрамов.


Эта ситуация, конечно, не означает, что представители других профессий трудятся неинтенсивно. Просто работа инженеров априори предполагает высококвалифицированный, упорный умственный труд.

Решение сложных задач — это почти бонус, признание заслуг в профессии. «Приз за трудную работу — это еще больше трудной работы», — шутят инженеры.

Четвертая причина: ночные муки творчества

Упорный лабораторный труд полон «поэтической прелести», полагал создатель противогаза, знаменитый химик Николай Зелинский. Под «поэзией», романтикой инженерии подразумевалось изобретательство, созидательная деятельность. Такое видение унаследовали и современные инженеры. «Программирование — творческая профессия, как живопись или музыка, поскольку любой алгоритм можно написать как минимум двумя способами», — рассуждает респондент (32 года).

«Есть много важных технических изобретений, сделанных женщинами, как, например, суперпрочное волокно кевлар, полученное Стефани Кволек», — говорит Абрамов. Между тем, изобретательство все еще считается мужской прерогативой. Во многом это дань истории: новые технологии веками предлагали мужчины. Женщинам отводилась «камерная» роль домохозяек: жен и матерей. Тем не менее, и они разрабатывали новые технологии, но обычно предъявляли их обществу более скромно, чем мужчины, — без особого пиара.

В России вклад женщин в изобретательство весьма заметен. Зинаида Ермольева впервые в стране создала антибиотики. Юлия Лермонтова заложила основы современной нефтепереработки, а Анна Межлумова получила высокооктановый бензин. Александра Глаголева-Аркадьева сконструировала генератор наиболее коротких электромагнитных волн и прибор, измеряющий глубину залегания пуль у раненых. Зинаида Ершова получила первый килограмм металлического урана в СССР (она стала прототипом ученого Ирины Никитиной в фильме Григория Александрова «Весна»). В других странах среди изобретений женщин — посудомоечная машина (создала Джозефина Кокрейн), циркулярная пила (Табита Бэббит), глушитель для автомобиля (Эль Долорес Джонс), транспортируемые рефрижераторы (Мэри Энгл Пенингтон), микроволновая печь (Джесси Картрайт) и пр. Все это изобретения важные и полезные, но имена их авторов часто неизвестны широкой публике. Мужчины-изобретатели больше преуспели в достижении славы.

Конструкторы, изобретатели и разработчики находятся на вершине неформальной профессиональной иерархии в инженерии. Так было во времена СССР, так остается и поныне. В то же время, творчество в инженерном деле нередко сопровождается стрессом. Возможны нестыковки, накладки, авральный режим работы, поздние бдения над проектами. Женщинам, особенно семейным, крайне непросто вписаться в такой ритм.

Особая статья — «ночные, или тайные проекты». Инженеры посвящают им свое свободное время для того, чтобы получать удовольствие от работы, поясняет Роман Абрамов. По его словам, дальновидные компании создают специальные возможности для такого творчества. «Формируются команды из инженеров, заинтересованных в реализации очередной «безумной идеи», и выделяются ресурсы для этого, — говорит исследователь. — Порой именно такая идея оказывается самой перспективной». Однако ясно, что ночной режим работы мало подходит женщинам.

Таким образом, многие аспекты инженерного дела ассоциируются с гендерной спецификой. И там, где для женщин объективно нет преград «на входе» в профессию, возникают свои субъективные ограничения. Они и определяют гендерное «лицо» профессии.
IQ

* Термин объединяет широкий круг специалистов с техническим, инженерным и естественнонаучным образованием (физика, химия, автоматизированные системы управления, вычислительная техника и пр.). Их труд связан с поддержанием и обновлением имеющейся техники, а также с конструированием и внедрением новой техники и технологий.

** В 2014-2015 годах были проведены интервью с 20 инженерами, программистами и конструкторами. Среди опрошенных 14 человек — в возрасте от 26 до 45 лет, остальные — старше 45 лет. Информанты живут в Москве, Ярославле и Пензе.

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Роман Абрамов, доцент кафедры анализа социальных институтов департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
 
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 21 февраля, 2017 г.