• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Гомер Симпсон помог гендерным исследованиям

Научный путеводитель по «Симпсонам». Часть 3

Какова роль популярного американского мультсериала «Симпсоны» в изучении гендерных отношений в обществе? Почему ученым стоит уделять внимание происходящему в «Симпсонах», и каким образом социологи могут использовать этот «эмпирический» материал? В этой статье разберемся в том, что такое гендер и как гендерные нормы, воспроизводящиеся в вымышленном городке Спрингфилде, могут повлиять на реальную жизнь.

В 1987 году свет увидела одна из ключевых работ по гендерным исследованиям — «Создание гендера» («Doing Gender») — за авторством двух американских исследователей Кэндес Уэст и Дона Зиммерманна. Эта статья впоследствии цитировалась множество раз и является одной из знаковых для конструктивистского понимания гендера. Новизна подхода американских социологов заключалась в том, что они предложили новое понимание гендера. Ранее исследователи определяли гендер как биологически предзаданный и неизменный на протяжении всей жизни — «подобно принадлежности по полу».

По мнению же Уэст и Зиммерманна, такое определение вело к путанице, которая лишь усугублялась с развитием социологической науки, с одной стороны, и ростом несоответствия выбранного определения окружающей действительности, с другой. Поэтому авторы «Создания гендера» предложили понимать гендер по-новому — как набор рутинных действий и воспроизводимых исполнений / практик, целью которых является выражение мужской или женской «природы». Иными словами, авторы полагают, что гендер воссоздается в обществе через принятые модели поведения. Опасаясь осуждения, люди своими действиями непрерывно воспроизводят гендер. Таким образом, гендер из статической характеристики становится динамическим процессом, изменяемым под воздействием множества факторов. Так, важным в гендерных отношениях является элемент подотчетности. Взаимодействуя друг с другом, люди как бы отчитываются перед другими за совершенные действия, а положительная или отрицательная оценка произведенного действия зачастую зависит от принятой гендерной нормы (иными словами, совершена ли некоторая деятельность мужчиной или женщиной). Авторы отмечают неравенство между гендерными нормами: оценка предпринятых индивидом действий зависит от того, какой гендерной норме он следует. Например, родители в семье чаще склонны прощать девочкам капризное поведение и слезы, а мальчикам — хулиганство и драчливость.

Какова же роль «Симпсонов» в этом вопросе, и как жители Спрингфилда участвуют в «создании гендера»? Очевидно, что художественные произведения оказывают влияние на формирование гендера, будь то литература, музыка или кино. Художественные образы проникают в социальную жизнь и становятся ее частью. Мы цитируем любимые моменты и понравившиеся фразы из фильмов, сравниваем других с героями и персонажами, встреченными на страницах романов. Положительные герои и героини зачастую становятся образцами гендерных ролей. В этом смысле «Симпсоны» не являются исключением — мультсериал пользуется большой популярностью и рассчитан на довольно широкую аудиторию.

Само название сериала уже говорит о том, что создатели поддерживают семейные ценности, а значит, и традиционные гендерные роли: муж — глава семьи и кормилец, жена — хозяйка дома и хранительница очага.

В одной из серий первого сезона авторы в гротескной форме рисуют эти роли. Гомер, отец семейства, покупает старенький дом на колесах и отправляется с женой Мардж и тремя своими детьми, старшим Бартом, Лизой и малышкой Мэгги, на пикник. Случается так, что Гомер в силу своей природной рассеянности останавливает фургон прямо на краю обрыва, и как только вся семья выбирается наружу, машина падает в пропасть и разбивается. В этот момент отец семейства единолично принимает решение разделиться: сам вместе с Бартом отправляется за помощью, а женщин оставляет обустраивать лагерь и этой помощи ждать.

В другом эпизоде Мардж начинает играть в боулинг и ежедневно ходит в боулинг-клуб, где, к тому же, влюбляется в завсегдатая. Романтическое увлечение жены Гомера пагубно влияет на жизнь семейства: в отсутствие Мардж Гомер совершенно не знает, что делать с детьми и как себя вести дома, он чувствует себя крайне неловко и постоянно руководствуется списком дел, который ему оставила жена. Однако говорить о том, что «Симпсоны» — мультсериал исключительно о семейных ценностях и об отстаивании традиционных гендерных ролей в семье, было бы неправильно.

«Симпсоны», в первую очередь, комедийный сериал и зачастую высмеивают принятые в обществе модели поведения, в частности, неравенство гендерных ролей. Так, в эпизоде про дом на колесах Гомер с Бартом испытывают явные проблемы в лесу и встречают закат голодными и в набедренных повязках, демонстрируя полную неспособность постоять за себя. В это же время Мардж с Лизой прекрасно справляются со своей задачей и ночуют под прочным навесом вблизи уютного костра.

Создатели «Симпсонов» неустанно напоминают нам об абсурдности неравенства гендерных норм. Эта тема пронизывает все серии о жизни в Спрингфилде. Женщины в городке, как правило, умнее, рассудительнее, да и вообще, больше похожи на людей, тогда как большинство мужчин — либо хулиганы, либо алкоголики, либо недалекие люди, которые часто не способны ухаживать даже за собой. Это отношения Мэтта Гроунинга к женщинам как к лучшей половине человечества очень изящно и затейливо показано в начале одного из эпизодов первого сезона, когда малышка Мэгги, сидя на полу, складывает из кубиков буквы «EMCSQU», в которых можно узнать знаменитую эйнштейновскую формулу эквивалентности массы и энергии — E=mc².

Выходит, что «Симпсоны» не столько участвуют в «создании гендера», сколько стремятся показать неестественность общепринятых гендерных ролей. В этом смысле популярный мультсериал включается в диалог не только со зрителем, но и с исследователями, занимающимися гендерными вопросами. Первый сезон «Симпсонов», как и мультсериал, в целом, задается вопросами о том, каким образом можно изменить социальную реальность, чтобы избавиться от рамок, создаваемых гендером, и, тем самым, следует за развитием гендерных исследований.

Автор материала: Александр Усов

Рассмотренные в статье исследования

  • West, C., & Zimmerman, D. H. (1987). Doing Gender. Gender & Society, 1(2), 125-151.

Рассмотренные в статье эпизоды

  • Эпизод 1-2 «Bart the Genius» (1990).
  • Эпизод 1-7 «Call of the Simpsons» (1990).
  • Эпизод 1-9 «Life on the Fast Lane» (1990).

Учебно-образовательный проект НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге «The Political Scientist's Guide to The Simpsons», или «Cимпсоны» как отражение социально-политических реалий американской жизни в маленьком городе», реализуется в рамках образовательной программы «Политология и мировая политика» и нацелен на создание «политологического путеводителя» по мультсериалу The Simpsons в форме интернет-блога.

Мультсериал «Симпсоны» уже давно признан очень точным отражением реалий американской жизни, поэтому значительное количество западных исследователей и преподавателей социальных наук и экономики используют эпизоды The Simpsons в качестве иллюстраций для объяснения каких-либо концепций и феноменов. В нашем проекте мы фокусируемся на политологических и социологических категориях и, анализируя эпизоды мультфильма, знакомим с ними широкую российскую аудиторию.

Подробнее о проекте

См. также:

«Шоу Щекотки и Царапки» — угроза социальному капиталу в Америке?

Что общего у Гомера Симпсона и сексуальной объективации

6 марта, 2017 г.