• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В чем обычные школы не уступают элитным

Учителя школ разного статуса имеют одинаковый уровень профессионализма и преданности работе

Расслоение среди школ очевидно, а среди учителей — нет. И в простых, и в элитных школах — лицеях и гимназиях работают педагоги с примерно одинаковыми характеристиками. Это касается уровня образования,  преданности профессии, отношения к детям, учебной нагрузки, стиля жизни и других факторов. Такую однородность учительского сообщества выявил опрос 769 педагогов из 39 школ разного статуса* Санкт-Петербурга. Результаты исследования опубликованы в журнале «Социологические исследования» в статье «Существует ли дифференциация учителей в российских школах?»

На сообщество влияет престиж профессии

Корпус учителей остается единым, выяснили исследователи. Это довольно неожиданно на фоне сегментации самих школ, которая существует не первый год. Так, учреждения повышенного статуса отличаются от обычных составом учеников и результатами учебы. В заведениях с углубленным изучением предметов, лицеях и гимназиях, как правило, учатся дети более образованных и состоятельных родителей. У таких семей больше ресурсов (информации, связей, денег) для устройства детей в хорошие школы. «На выходе» ребята лучше подготовлены, у них выше баллы ЕГЭ и больше шансов поступить в престижный вуз (см. также Дети богатых  родителей лучше учатся в школе). В простых школах образовательные результаты ниже. Ученики чаще уходят после девятого класса в колледжи и техникумы, что, впрочем, не исключает дальнейшего поступления в вуз.

На фоне такого расслоения среднего образования понятной была бы и сегментация учителей. Но исследователи ее не обнаружили. Наоборот, педагоги из разных типов школ оказались похожи по:

  • образованию и профессиональной траектории;
  • восприятию своего дела, отношению к детям и оценке уровня собственного педагогического мастерства;
  • профессиональной мобильности и лояльности школе;
  • стилю жизни и общению: культурным запросам и социальным связям.

Во многих странах учителя сильно различаются по ощущению себя в профессии и другим критериям. В менее престижных школах педагоги меньше удовлетворены своей работой, выяснили бельгийские ученые. Преподаватели, обучающие маломотивированных ребят, считают свой труд более тяжелым, а их вера в собственные профессиональные силы ниже, установили американские исследователи.

Однако это зарубежные реалии, и престиж учительской профессии по странам неодинаков. В России он невысок. Даже в больших городах школы сталкиваются с нехваткой преподавателей. Старые кадры уходят, а новые приходят не всегда. Лишь небольшая доля выпускников педагогических вузов связывает свое будущее с учительством. При этом качество их подготовки нередко вызывает вопросы (см. также Чего не хватает молодым педагогам).

В целом конкуренция за рабочие места среди педагогов невелика. Это может быть причиной «отсутствия сегментации рынка учительского труда», считают Александров и Иванюшина.

Образование учителей одинаково

У учителей простых и элитных школ примерно одинаковые социально-демографические характеристики, выяснили исследователи. Под этим подразумеваются образование, возраст, стаж и нагрузка.

По сути, сложилась однородная картина — коллективный портрет учительства, который обнаруживается и в других исследованиях педагогов.

  • В выбранных школах работают учителя всех возрастов. Педагогов пенсионного возраста и молодых учителей (стаж работы менее пяти лет) — чуть больше четверти и одна пятая соответственно. Средний возраст — 45 лет, средний педагогический стаж —19 лет.
  • Большинство опрошенных — преподаватели средней и старшей школы. Около 60% имеют высшее педагогическое образование, 39% — высшее непедагогическое, 3% — среднее специальное (педучилище; это учителя начальных классов, физкультуры и ОБЖ). По этому раскладу учителя двух групп похожи.
  • Нагрузка учителей тоже примерно одинакова: в среднем 20 часов в неделю по всем школам. Четыре пятых от всех опрошенных имеют дополнительный заработок. Они ведут факультативы и кружки в школе, занимаются административными делами, а также репетиторством. Кстати, именно частные уроки стали пунктом минимальных, но все же различий между двумя группами учителей. Педагоги спецшкол «репетируют» чуть чаще (см. также Учителя ждут улучшений условий труда ).

В профессии единый список проблем

Способность справляться со сложными ситуациями — самоэффективность — неотъемлемая часть профессии. Умение утихомирить класс и заинтересовать детей учебой очень важно для учителя. Во многом это приходит с опытом. Не удивительно, что молодые педагоги здесь меньше уверены в своих силах. Однако различий в другом разрезе — между учителями обычных и специализированных школ — в уровне самоэффективности не обнаружено, отмечают Александров и Иванюшина.

С учетом расслоения школ на «премиум» и «стандарт» можно было бы предположить, что педагогические трудности в них разные. Самая простая гипотеза: в обычных школах ученики «проблемнее» с точки зрения поведения и учебы. Однако это не подтвердилось.

Опрос показал, что с трудными детьми сталкиваются все педагоги. Такие ребята не уважают учителя и не хотят заниматься. Для любого преподавателя это головная боль. В то же время те, кто не имеет способностей к учебе, не кажутся педагогам проблемными учениками.

Большинство учителей привязаны к своей школе

Преподавание требует немалых затрат — эмоциональных, интеллектуальных, физических. Такая личностная вовлеченность возможна, когда профессия воспринимается как дело жизни, а не просто способ заработка. Почти все респонденты, независимо от типа школы, отвечали, что выбрали профессию учителя по призванию.

Такая приверженность проявляется и в верности учреждению, коллективу. Мобильность учителей невысока. Более половины из них всю жизнь проработали в одной школе, 27% — в двух.

Анализ переходов между учреждениями не выявил «привязанности» учителя к типу школы. «Переходы между школой со стандартной программой и школами повышенного статуса встречаются так же часто, как переходы внутри одного типа школ», — пишут Даниил Александров и Валерия Иванюшина. Тем самым в плане рекрутинга педагогов гимназии и лицеи не являются неким «закрытым клубом». При этом в известные спецшколы нередко приходят работать и преподаватели вузов.

Учителя вполне единодушны и в негативных оценках. Заставить их уйти с работы, судя по опросу, могут прежде всего две вещи: вал отчетности (68% ответов) и недостаточная оплата труда (57%). Остальные моменты (загрузка административными задачами, конфликты с начальством, отсутствие роста) менее фатальны.

Социальные связи и культурная жизнь

Исследователи изучили рабочие контакты учителей. И здесь особой разницы между педагогами стандартных и элитных школ нет. Более 80% опрошенных обращаются за помощью и консультацией к коллегам по школе. Молодые педагоги советуются с вузовскими наставниками.

Похожи и культурные запросы всех учителей. Одним из показателей культурного уровня считается количество книг в домашней библиотеке. Самыми частыми ответами оказались «150–400 книг» и «400–1000 книг» (суммарно 52% голосов). Правда, преподаватели школ повышенного статуса несколько чаще выбирали второй вариант ответа. 

Учителя разных школ с одинаковой частотой ходили в музеи, театры, консерваторию, в кино и на концерты. То есть культурные пристрастия педагогов привилегированных и обычных учебных заведений похожи.

Таким образом, учительское сообщество гомогенно. Это ставит вопрос об источниках повышения качества среднего образования.
IQ

* Опрашивались педагоги 18 школ со стандартной программой и 21 школы повышенного статуса: 9 гимназий и лицеев и 12 школ с углубленным преподаванием предметов.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Валерия Иванюшина, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге .
Даниил Александров, заведующий НУЛ «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 13 марта, 2017 г.