• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Как студенты воспринимают события 1917 года

Октябрьская социалистическая революция имеет двойную символику в сознании современной молодежи.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Мария Пильгун, профессор департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ.
Иосиф Дзялошинский, профессор департамента медиа НИУ ВШЭ.

Молодежь неоднозначно оценивает события 1917 года в России. С одной стороны, это знак позитивных изменений, с другой — символ тупикового пути. Иногда оба эти смысла умещаются в сознании одного и того же человека. К такому выводу пришли Мария Пильгун и Иосиф Дзялошинский в ходе анализа текстов социальных медиа и высказываний студентов на тему Октябрьской революции 1917 года. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вопросы психолингвистики».

Второе место после Великой Отечественной войны

Октябрьская революция 1917 года входит в число наиболее значимых событий XX века в сознании современной молодежи. Однако на верхушке «рейтинга» все-таки находится Великая Отечественная война. Это выяснилось в ходе первого этапа исследования — опроса 2500 студентов разных специальностей из вузов 15 городов России. Возраст респондентов варьировался от 16 до 25 лет, среди них 41,1% мужчины, 57,9% женщины. Опрос проводился с июня 2015 года по ноябрь 2016-го. Респонденты должны были без обращения к каким-либо материалам назвать 10 важнейших событий, которые, по их мнению, потрясли Россию в XX веке.

Великая Отечественная война набрала 9,1% от суммарного количества событий, упомянутых респондентами. То есть как минимум 9 человек из 10 называли ее в качестве значимого события. Октябрьская революция оказалась на втором месте — 8,8%, на третьем распад СССР — 8,7%.

Наиболее значимые события ХХ века по мнению молодежи (диаграмма)

То, что Великая Отечественная война занимает первое место в списке самых значимых событий — объяснимо, отмечают Мария Пильгун и Иосиф Дзялошинский. «В идеологической и медийной современной парадигме именно это историческое событие является ключевым для построения различных моделей формирования общественного мнения. Считается, что оценка событий Великой Отечественной войны объединяет всех россиян, к какой бы социальной или политической группе они ни относились».

Ленин через сто лет «живой»

На втором этапе исследования была проанализирована информация из социальных сетей (Facebook, «ВКонтакте», ЖЖ), содержащая контент на тему 1917 года. Информация собиралась в период с 2015 по сентябрь 2016 года.

В ходе анализа выяснилось, что, несмотря на то, что пользователи социальных сетей  выражают разные мнения относительно революции, а также интересуются самыми различными ее аспектами, есть очевидное преобладание негативных характеристик. Авторы постов нередко употребляют такие слова и выражения, как «переворот», «ложь», «вранье», «катастрофа», «государство диктатуры люмпен-пролетариата», «Великая Иудейская революция 1917 года в Российской Империи» и т.д. «С другой стороны, в проанализированном материале присутствует сегмент, отражающий идеализированный обожествленный образ Ленина (ассоциативная связь Ленин — Иисус Христос)», — отмечают ученые.  

Анализ материалов соцсетей показал, что контекст революционных событий для современной молодежи представляется далеким и чрезвычайно туманным. Так, максимальный показатель индекса влиятельности (5787,6) и наибольшее количество лайков (6070) получил пост с таким содержанием: «Мам, а когда Ленин умер, ты плакала? — Да, блин, и когда динозавры вымерли, тоже рыдала…». Далее в рейтинге по указанным параметрам стоят материалы о сексуальной революции, 60 фактов о последнем Русском Императоре Николае Александровиче и его правлении, интересные факты о Сталине и т.д.

Прорыв и тупик одновременно

В рамках третьего этапа исследования студентам из трех московских вузов (МГУ, НИУ ВШЭ и РГГУ) предложили написать свободное анонимное сочинение (эссе) на тему «Как вы оцениваете октябрьские события 1917 года?» Всего в эксперименте принимало участие 300 человек.

В ходе анализа ученые пытались прояснить следующие вопросы: 1) отношение к революции; 2) оценка революции; 3) причины революции; 4) исторические последствия.

Параллельно для формализации оценки отношения к событию была использована шкала из 5 вариантов, плюс вариант «затрудняюсь ответить». Почти 30% затруднились дать какую-либо оценку события. Но в целом отрицательное отношение существенно преобладает над положительным.

Отношение студентов к революции 1917 года (диаграмма)

Анализ текстов сочинений показал, что подавляющее большинство студентов знакомы с различными трактовками событий 1917 года, стремятся их осмыслить и сформировать собственное мнение, отметили ученые. Одна из особенностей написанных эссе — большой разброс оценок, однако практически все авторы сочинений понимают сложность исторических процессов, отмечают ученые.

Проведенное исследование подтвердило, что 1917 год в сознании респондентов обладает двойственной символикой. «С одной стороны, события этого года представляются, как значительные — по большей части позитивные — изменения в судьбе российского государства. С другой, это символ тупикового пути, на который свернула Россия, соблазненная небольшой группой политических авантюристов. Самое интересное, что и тот и другой символические смыслы иногда совмещаются в одной и той же голове»,— резюмируют авторы исследования.

См. также:

Как история меняет речь

Как туризм поднял «железный занавес»

Политические мемы формируют общественное мнение

Эхо «арабских» революций отзовется в Европе

Материалы по теме

Русская революция как неизбежность

Как трактуют Октябрь 1917 года европейские учебники истории

Невольники Октября

Как революция превратила свободу в иллюзию

Букварь революции

Как Советская власть обучала и воспитывала народ

Хрупкий Октябрь

Как литературная эволюция победила социалистическую революцию

Советский кинопереворот

Как Октябрьская революция пробудила новый кинематограф