• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зависимость от импорта: как лечить промышленность

Прямое принуждение предприятий к импортозамещению нанесет вред экономике.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Юрий Симачев, директор по экономической политике НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
Михаил Кузык, руководитель направления Межведомственного аналитического центра, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
Николай Зудинэксперт Центра стратегических разработок и Межведомственного аналитического центра.
 

Почти две трети предприятий обрабатывающей промышленности в России, прежде всего высокотехнологичные и успешные, значительно зависят от импорта и чувствительны к любому его ограничению, выяснили Юрий Симачев, Михаил Кузык и Николай Зудин. В исследовании «Импортозависимость и импортозамещение в российской обрабатывающей промышленности: взгляд бизнеса» они проанализировали итоги опроса руководителей 658 частных и государственных компаний*.

Невольники импорта

Как показали результаты опроса, продуктами, технологиями и услугами, приобретенными за рубежом, пользуется 85% промпредприятий.

Три четверти компаний в той или иной степени зависимы от импорта, более трети — сильно либо критически. При этом примерно в половине случаев высокая степень зависимости сочетается с небольшой долей импорта в себестоимости выпускаемой продукции.

Максимально импортозависимы:

  • легкая и текстильная промышленность;
  • деревообработка и производство изделий из дерева, бумаги и картона;
  • фармацевтика;
  • автомобилестроение.

Минимально импортозависимы:

  • производство железнодорожной техники;
  • металлургия и производство готовых металлических изделий;
  • производство машин и оборудования (за исключением станков);
  • судостроение;
  • производство летательных аппаратов.

Уровень зависимости компаний от импорта по отраслям, %

 

Источник: составлено авторами исследования.

Слабее зависят от импорта и меньше его используют:

  • компании, не экспортирующие собственную продукцию, а значит, не испытывающие конкуренцию на внешнем рынке;
  • компании с долгой историей (свыше 20 лет). По словам исследователей, это обусловлено наличием связей на отечественном рынке, зачастую установленных еще с советских времен;
  • предприятия с госучастием, которые «наращивают объемы приобретения российских продуктов не в последнюю очередь под действием “импульсов” от государства».

Самые импортозависимые — предприятия высокотехнологичной сферы, успешные компании — экспортирующие свою продукцию и опережающие предприятия близкого профиля по уровню технологического развития. Также от зарубежных партнеров существенно зависят фирмы, испытывающие жесткую конкуренцию со стороны импорта, и производители потребительской продукции, вынужденные идти за спросом населения. Все они наиболее уязвимы для любых ограничений импорта, внешних и внутренних.

Что и почему закупают за рубежом

Наиболее часто за границей приобретаются машины и оборудование. Реже всего — так называемые неовеществленные технологии: идеи, знания, патенты, лицензии, ноу-хау, услуги.

Зарубежные машины и оборудование масштабно используют во всех без исключения отраслях, подчеркивается в исследовании. Однако для каждой есть своя специфика. Например, легкая и фармацевтическая промышленность особенно зависимы от поставок сырья и материалов; станкостроение и автомобилестроение — модулей и агрегатов; производители медтехники, электроники и средств связи — элементной базы.

Самой распространенной причиной импорта руководители предприятий называют проблемы с российскими аналогами: отсутствие на рынке, низкое качество, неполное соответствие современным технологическим требованиям.

Основные причины использования импорта по отраслям, %

 

Источник: составлено авторами исследования.

Стратегии импортозамещения

Большинство компаний, так или иначе, стремятся снизить зависимость от импорта. Чаще других это делают крупные игроки, фирмы, конкурирующие с другими российскими производителями, и экспортеры своей продукции.

Самая популярная стратегия, особенно у компаний с госучастием, — расширение закупок у отечественных поставщиков. Ее в первую очередь выбирают металлургиеские предприятия, производители готовых металлоизделий и железнодорожной техники.

Значительно затратнее, а потому меньше распространено, открытие собственных импортозамещающих производств. Производители медтехники, контрольно-измерительных приборов и авиастроения чаще других организуют их самостоятельно. Автомобильные компании, производители железнодорожной и вычислительно техники — совместно с зарубежными партнерами.

Действия компаний по снижению импортозависимости

(по частоте упоминания руководителями предприятий, использующих импортные продукты, технологии и услуги, %)

 Источник: составлено авторами исследования.

Как решить проблему

Отсутствие отечественных аналогов делает невозможным для промпредприятий отказ от импорта, считают ученые. По их мнению, нужно не быстрое и фронтальное сокращение закупок за рубежом, а создание местных конкурентоспособных производств с ориентацией на мировой рынок.

Универсального рецепта ликвидации зависимости от зарубежных технологий и комплектующих нет: разные отрасли и продукты нуждаются в неодинаковых моделях импортозамещения. Поэтому государству придется использовать различные механизмы: от стимулирования закупок отечественной продукции и помощи в ее выпуске до поддержки научных исследований и распространения информации о передовых технологиях.

При этом прямое принуждение к импортозамещению чревато негативными экономическими последствиями, уверены исследователи. «Попытки навязать компаниям отечественные продукты и технологии — административными методами, с помощью таможенно-тарифного регулирования либо иным образом — почти неизбежно приведут к снижению конкурентоспособности, причем в первую очередь у компаний-лидеров», — предупреждают ученые.

*Опрос руководителей российских промпредприятий проведен в сентябре–октябре 2015 года Информационно-аналитическим центром «Статистика России» по заказу Межведомственного аналитического центра. Итоговая выборка исследования составила 658 компаний-участников опроса из 15 отраслей промышленности. Примерно половина компаний относится к машиностроительному комплексу, свыше четверти — к высокотехнологичным секторам (производство фармацевтической продукции, вычислительной техники, оборудования для обработки информации, радио, телевидения и связи, медтехники, контрольно-измерительных приборов и летательных аппаратов).

Статья по результатам исследования опубликована в журнале «Форсайт» (№ 4, 2016 г.).

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 5 апреля, 2017 г.