• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему сотрудники перерабатывают

Свыше четырех миллионов россиян трудятся больше установленных законом 40 часов в неделю

Россияне все больше времени тратят на работу. В прошлом году 4,5 млн человек или 6% от общего числа занятых трудились более 40 часов в неделю. Три четверти перерабатывали до десяти часов в неделю, а остальные проводили в офисе еще больше времени. Причины задержек у «станка» разнятся — от личного трудоголизма до проявления корпоративной солидарности, отмечают в исследовании «Мотивы и институциональные условия переработок (на примере офисных служащих г. Москвы)»* студенты бакалаврской программы «Социология» факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Бейлина, Дарья Кантер, Александр Клементьев и Надежда Лялина.

Не только ради денег

Исследователи провели ряд интервью с офисными работниками в Москве и выделили три группы мотивов переработки:

  • экономические: угроза увольнения, вынуждающая трудиться больше; желание получить денежное вознаграждение; демонстрация лояльности работодателю; зарабатывание положительной репутации для успешной продажи себя будущему работодателю;
  • социальные: следование корпоративной культуре компании; удовлетворение потребностей в общении, принадлежности к общности;
  • психологические: желание держать процессы под контролем; побег от домашних проблем.

Кроме того, служащие могут задержаться в офисе, чтобы помочь коллегам, получив «взамен ощущение собственной незаменимости и важности» или надеясь на такую же помощь в отношении себя.

Есть готовность работать больше ради важной цели. Характерные в таких случаях  целеустремленность и потребность в достижении высоких результатов ведут к чрезмерному трудолюбию и в итоге — к переработкам.

Важный мотив — интерес к делу. При этом играет роль возраст работников. Те, кто моложе тридцати лет, охотно включают «энергетику молодости», в то время как старшие товарищи считают переработку поведением за пределами нормы (перерабатывать «некрасиво», «непозволительно»).

Офис устанавливает правила

«Заставить задержаться на работе могут специфические условия труда, не зависящие от самого индивида», говорят авторы исследования.

Речь о правилах работы в коллективе, а также в самом офисе — пространстве, где переплетаются интересы всех и каждого.

Зависимость от действий других способна как держать в рамках, так и удлинять рабочий день. Так, «сотрудник, занимающийся переговорами с поставщиками, уходит строго по окончании официального трудового дня, поскольку в этот момент закрываются офисы контрагентов и оставаться на рабочем месте бессмысленно». В то же время перерабатывать приходится в ожидании. Например, подписи начальника. Для кого-то неудобно оставаться в офисе дольше положенного, «поскольку уборщица не может начать свою работу». Для других,  наоборот, удобно — когда офис пустеет, и задержаться в нем означает потрудиться более продуктивно.

Когда сверх нормы — норма

Необходимость переработки и отношение к ней сотрудников зависят еще и от того, в каких компаниях они трудятся.

Исследователи поделили организации на два типа:

  • постфордистские. Строятся по принципу координации, а не подчинения. Главный ресурс здесь — сотрудники, которые должны находить нестандартные и эффективные пути решения проблем клиента. У них гибкий рабочий график, они могут работать удаленно. Работодателю важен результат труда, а не количество времени, проведенное в офисе. Вознаграждение зависит от вклада в развитие компании.
  • организации с функциональной иерархией. Работники заняты рутинным интеллектуальным трудом, выполняют типовые задачи по определенным правилам. Время прихода и ухода в офис контролируется. Карьерному росту способствуют не только качественно выполненные обязанности, но и опыт работы в фирме, и хорошие отношения с руководством.

В итоге в постфордистких фирмах переработка становится нормой и не приносит материальных и карьерных выгод. В организациях с функциональной иерархией задержка на работе — вынужденная мера для сохранения должности и получения выгод. Она подтверждает ценность сотрудника, говорит о его лояльности компании.
IQ

* Объект исследования — офисные работники Москвы, занятые полный рабочий день на протяжении всей рабочей недели. Реализованный тип выборки — целевая выборка с максимальной вариацией. В ходе исследования были взяты 22 полуструктурированных интервью.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Елена Бейлина, стажёр-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 6 апреля, 2017 г.