• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Не глаголом единым, или Как слова «разогревают» мозг

Повторение не только глагола, но и других слов одинаково усиливает эффект синтаксического прайминга, то есть склонность к воспроизведению только что услышанных речевых конструкций.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Андрей Мячиков, ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, сотрудник Нортумбрийского университета.
Кристоф Шеперс, сотрудник университета Глазго.
Клодин Рафрей, сотрудник университета Глазго.
 
  

Мозг устроен так, что человек склонен повторять синтаксические структуры недавно услышанных или произнесенных им предложений. В психолингвистике этот феномен называется эффектом синтаксического прайминга. До недавнего времени считалось, что данный эффект усиливается главным образом благодаря повторению глагола. Исследователи Кристоф Шиперс и Клодин Раффрэй из Университета Глазго и Андрей Мячиков, представляющий Нортумбрийский Университет и НИУ ВШЭ, в ходе своих экспериментов доказали, что это не так. Другие части речи наравне с глаголом влияют на величину эффекта синтаксического прайминга.

Почему люди повторяют друг друга

В психологии давно известен эффект прайминга — способность бессознательно воспроизводить полученный опыт — увиденное, услышанное и т.д. Прайминг может выражаться, например, в таких простых вещах, как бессознательное повторение жестов или интонации собеседника, его поз и т.д. Эффект работает и на уровне более сложных поведенческих структур. Происходит это в результате того, что предыдущий опыт восприятия «разогревает» мозг, подготавливая его к похожим задачам. Например, человек, который в течение часа занимался решением математических задач быстрее решит еще одну математическую задачу, чем человек, который в то же самое время готовил обед или читал «Войну и мир».

В классических исследованиях прайминга часто используются наиболее простые элементы восприятия, например, визуальное соответствие между двумя стимулами. После увиденного рисунка пиццы у испытуемого будет более быстрая реакция на рисунок монеты, потому что пицца и монета имеют схожую круглую форму. На более глубоком уровне эффект проявляется в восприятии и воспроизведении значений и смыслов.

«Люди склонны повторять собственное поведение и поведение других. Это и есть основа прайминга. Важно то, что данный эффект, согласно теории интерактивного выравнивания (interactive alignment theory), не просто экспериментальный курьез, или отражение весьма примитивных систем поведения, — поясняет Андрей Мячиков. — Это важный подсознательный механизм, который лежит в основе языкового, общекогнитивного развития детей, позволяет автоматически сигнализировать собеседнику то, что «мы с тобой одной крови» и способствует уменьшению когнитивной нагрузки, поскольку человеку не приходится контролировать каждое свое слово и жест и постоянно придумывать что-нибудь новое». Вербальный или языковой прайминг, т.е. воспроизведение собственных языковых моделей и моделей собеседника на разных уровнях — лексическом (слова), семантиическом (значения, смыслы), а также синтаксическом (структуры предложений) — основная тема проведенного исследования.   

Как дети осваивают язык

Роль прайминга в языковом развитии детей не до конца изучена. Но согласно некоторым исследованиям, синтаксический прайминг может являться тем имплицитным или подсознательным механизмом, который позволяет научиться языку в раннем возрасте в довольно сжатые сроки и без прямого осознанного обучения, отмечает Андрей Мячиков.

Не только действие имеет значение

Эффект синтаксического прайминга был впервые продемонстрирован учеными в 80-е годы XX века. Доказано, например, что, если человек прочитал предложение с определенной синтаксической структурой, следующее предложение с аналогичной структурой будет восприниматься и обрабатываться быстрее. Также велика вероятность повтора синтаксической рамки только что услышанного предложения.

Пример синтаксического прайминга

«Представьте, что Ваш собеседник описывает некое событие, в котором девочка Маша дает мальчику Мише мяч. Это событие можно описать несколькими способами. Например, можно сказать «Маша дала Мише мяч», а можно «Маша дала мяч Мише». Допустим, ваш собеседник использовал первый вариант: «Маша дала Мише мяч». Назовем это предложение праймом.

Допустим также, что вслед за этим, вам необходимо описать собеседнику событие, в котором художник показывает ребенку мольберт. Назовем это предложение таргетом,или целевым предложением. Дело в том, что в данной ситуации вы с большей вероятностью произнесете: «Художник показал ребенку мольберт», а не «Художник показал мольберт ребенку», повторяя таким образом синтаксическую структуру прайма. Подобная склонность конечно же не является стопроцентной, но сама по себе склонность повторять синтаксические конструкции из предложения в предложение и есть основа синтаксического прайминга».

Долгое время считалось, что эффект синтаксического прайминга автономен, то есть не подвержен никаким влияниям извне. Например, на его величину не должны влиять такие вещи как повторение слов или повторение смыслов между праймом и таргетом. Однако в конце девяностых годов стали появляться статьи, демонстрирующие усиление эффекта синтаксического прайминга с помощью повторения глагола. То есть, если в обоих предложениях присутствует, например, глагол «давать», то вырастает вероятность того, что человек будет повторять не только сам глагол, но и синтаксическую рамку. В то же самое время повторение именных групп: «Маша — Миша», «художник — ребенок» не настолько важно.

«В ходе нашего исследования мы показали, что эффект синтаксического прайминга усиливается при повторении любых членов предложения. При этом, чем больше повторяется слов, тем сильнее синтаксический прайминг», — рассказал Андрей Мячиков. В процессе исследований испытуемых просили составлять предложения из ряда слов после прочтенных вслух других предложений, а также повторять разные части речи в синтаксических конструкциях.

Результаты проведенного исследования имеют прежде всего академическую значимость в рамках теории синтаксиса и теорий простого предложения. Согласно вербоцентрической теории построения предложения, синтаксической рамкой предложения управляет, в первую очередь, глагол, являясь таким образом главной организующей силой предложения, в то время как остальные его члены — второстепенные. «Именно эта особая роль глагола и подчеркивалась в ряде предыдущих исследований в области синтаксического прайминга. Результаты проведенного исследования ставят под сомнение эту особую роль глагола в организации синтаксической структуры, показывая, что повторение любых элементов предложения усиливает вероятность повторения синтаксической рамки в результате прайминга», — поясняют исследователи.  

См.также:

Почему рыбачить легче, чем плавать

Интернет добавил языку экспрессии

Движение помогает понимать смысл слов

Как знание иностранных языков влияет на работу мозга