• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем нужны наклейки на автомобилях

В России на фоне роста количества автовладельцев сложилась особая форма речевой коммуникации на дорогах.

© Flickr, Gaye Terzioglu

Оправдаться, поделиться радостью, самоутвердиться и вылить агрессию — вот далеко не полный перечень мотивов использования наклеек на автомобилях. На дороге, как и в интернет-пространстве, человек имеет возможность оставаться анонимным. Поэтому в ход нередко идут чрезмерно ироничные, шутливые или слишком агрессивные автомобильные надписи, пришла к выводу в ходе исследования «Наклейки на автомобилях как особая форма речевого взаимодействия на дороге» Елена Никишина.

Результаты исследования были представлены
на XVIII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ

«За рулем блондинка!» или дорожный сексизм

Спрос на автомобильные наклейки в последнее время возрос, поэтому их производство поставлено на поток. В них выражаются основные тенденции коммуникации в городском пространстве, отмечает Елена Никишина. Материалом исследования послужили наклейки-реплики нерекламного характера. Всего были проанализированы тексты около 100 наклеек. Часть из них были «списаны» с автомобилей, которые встречаются на дорогах Москвы и области, часть — с фотографий из интернета, сделанных автолюбителями, а остальные — с наклеек из интернет-магазинов, занимающихся изготовлением и продажей автомобильных стикеров.

Автор выделила три роли, в которых выступают участники коммуникативной ситуации «общение на дороге»: «водитель-водитель», «водитель-сотрудник ДПС», «водитель-пешеход». Самая распространенная ситуация — общение между водителями. Одной из характеристик этого общения выступает конкуренция по двум основным параметрам: компетенция в управлении транспортными средствами и престижность марки автомобиля.

Правда, понятие «конкуренция» в данном случае достаточно условно. Активность и демонстративность проявляют именно те водители, которые находятся в наиболее уязвимом положении — неопытные и владельцы непрестижных марок автомобилей.

Неопытные водители используют разные коммуникативные стратегии, отмечает исследователь. Это и оправдание, и предупреждение, и самоутверждение, и шутливые угрозы.

Паркуюсь как могу!; Я не пьяный! Я объезжаю ямы!; Могу учудить!; Осторожно! Путаю педали!; Осторожно! Люблю целоваться! (Явная отсылка к рок-песне «иномарки целуются»); Извините! За рулем девушка! Нервные клетки не восстанавливаются!; Не волнуйтесь! За рулем уже 5-й день!; Целуюсь лучше, чем паркуюсь!; Студент!; За рулем блондинка!; Я учусь, имейте совесть!; Голоса в моей голове заставляют меня ехать именно так.

В рамках такого типа наклеек, как отмечает автор исследования, не может не обращать на себя внимание очевидный сексизм: женщины по умолчанию считаются неопытными водителями. Наряду с речевыми наклейками этот стереотип имеет устоявшееся невербальное воплощение — стикер в виде дорожного знака с женской туфелькой.

Приличный стаж и опыт водители не демонстрируют, но нередко выступают в роли блюстителей соблюдения ПДД, что отражается в надписях с советами, наставлениями и реже угрозами, например: «Не води свой автомобиль быстрее, чем летает твой ангел хранитель!».

Немногословный престиж

Что касается конкуренции между обладателями дорогих и бюджетных машин, то владельцам последних нередко присуще стремление оправдаться за несоответствие уровня своего автомобиля общепринятым стандартам. Это выливается в реплику-самоутверждение, смысл которой можно передать пословицей: «Мал золотник, да дорог».

© Flickr, Alexander Kostyuchenko

«Зато не в кредит» (о старой разбитой российской машине); «Зато не пешком!» ; «Ад был переполнен, пришлось вернуться назад! »; «Газель», на которой вверху крупно написано: «Мерседес» , ниже и чуть мельче: «болел в детстве много », на Оке — «Вырасту — джипом стану!»; На УАЗе — «Меня не возьмет никакая зараза, я русский мужик, я водитель УАЗа» .

Таким же образом обыгрываются приобретенные недостатки автомобилей:  «Чак Норрис was here!», «Моль погрызла!», «В салки больше не играю!», «Чистый джип — позор хозяина! » .

Владельцы дорогих автомобилей практически не делают акцента на статусе своих автомобилей за редким исключением: «Размер имеет значение!»; «Двухлитровым должен быть только пакет сока».

Спрятавшиеся под номерными знаками

Помимо дорожной тематики автомобильные наклейки могут содержать информацию о частной жизни владельца, а также политический и патриотический дискурс. Что касается частной жизни, то нередко водители делятся положительными эмоциями («Урааа! Я стал папой!») или сообщают, кто и куда едет в автомобиле («Ребенок в машине » ; «Хреначу на дачу»). С помощью автомобильных наклеек даже делают предложение руки и сердца: «Любимая, выходи за меня замуж!».

© Flickr, fotopav_76

Однако многие автомобильные стикеры излучают агрессию, особенно отражающие политический дискурс, например, «Обама пЛОХой!». «Вообще, можно сказать, что интеракция на дороге балансирует между двумя основными формами общения: игровой, шутливой формой и агрессией», — отмечает автор исследования. Нередко агрессия выражается в виде прямой или ироничной угрозы: «Еще раз посигналишь, вообще никуда не поеду!»; «Обгоняй! Кто-то ждет твои почки!».

Повышенная агрессия в коммуникации на дороге вероятно связана с анонимностью, считает Елена Никишина. Водитель транспортного средства обезличен в системе трафика. Том Вандербильт в своей книге о психологии поведения на дорогах проводит такую параллель: «Быть учас­тни­ком до­рож­но­го дви­жения — все рав­но что вы­ходить в ин­тернет-чат под псев­до­нимом. Мы сво­бод­ны от сво­ей лич­ности, нас ок­ру­жа­ют лю­ди, из­вес­тные лишь под «ни­ками» (на до­роге — спря­тав­ши­еся за но­мер­ны­ми зна­ками)».

Как и в чатах, никто не отвечает за свои слова, можно написать неприятные сообщения и тут же отключиться, выйти из системы. В некоторой степени это верно и для всего городского пространства, отмечает Елена Никишина. 
IQ

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Елена Никишина, преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
 
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 19 апреля, 2017 г.